рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНЫЕ И ВЕРА В БОГА

СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНЫЕ И ВЕРА В БОГА - раздел Физика, Протоиерей Серафим Слободской Закон Божий   Истинная Наука Давно Уже Признала, Что Область Исследованного...

 

Истинная наука давно уже признала, что область исследованного есть почти ничто в сравнении с областью неисследованного. Боле того, чем больше наука охватывает область исследованного, тем больше соответственно увеличивается и область, подлежащая исследованию. "Всякое новое открыто способствует расширению в арифметической пропорции царства неизвестного" (А. К. Моррисон). Наука никогда не закончит своего дела, пока стоит мир.

Представители истинной науки признают, что их сведения о мире должны быть восполняемы из другого источника. Этот источник — религия .

Величайший ученый нашего века Макс Планк , в 1918 году получивший Нобелевскую премию по физике, говорит: "Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга".

Проф. М. М. Новиков (бывший ректор Московского университета), награжденный в 1954 г. от Гейдельбергского университета золотым докторским дипломом и с 1957 г. действительный член Нью-йоркской Академии Наук, в своей статье: "Путь естествоиспытателя к религии ", пишет: "Одним из самых поразительных в истории наук оказался тот факт, что физика — эта прочнейшая основа прежнего материалистического естествознания, стала на путь идеалистически . Она пришла к выводу, что физические явления определяются духовной божественной силой. Это было высказано в последнее время тремя наиболее выдающимися учеными.

В широких общественных кругах хорошо известна (хотя бы по наименованию) теория относительности А. Эйнштейна . Но не все знают, что она привела ученого к формулированию "космической религии". Эта религия, как и всякая другая, признает существование высшего Духа, творящего Мировую гармонию.

Важное значение для развития естествознания получила разработанная М. Планком теория квант. По поводу интересующей нас проблемы этот автор пишет следующее: "Единственное, первично-данное для естествоиспытателя есть содержание его чувственных восприятий и выводимых из этого измерений. Отсюда, путем индуктивного исследования, пытается он по возможности приблизиться к Богу и Его миропорядку, как к высшей, но навеки недостижимой цели. Если, следовательно, обе — религия и естественная наука требуют для своего обоснования веры в Бога, то для первой (религии) Бог стоит в начале, для второй (науки) — в конце всего мышления. Для религии Он представляет фундамент, для науки — венец разработки миросозерцания . Человек нуждается в естественных науках для познания, а в религии — для действования (поведения). Для познания единственным прочным исходным пунктом служит восприятие наших чувств.

Предположение о существовании некоторого закономерного мирового порядка является при этом предпосылкой для формулирования плодотворных вопросов. Но для действования этот путь не годится, ибо с проявлениями нашей воли мы не можем ждать до тех пор, пока наше познание окажется совершенным и мы приобретем всеведение. Ведь жизнь требует от нас немедленных решений".

Далее Планк указывает на то, что если мы приписываем Богу, кроме всемогущества и всеведения, еще атрибуты добра и любви, то приближение к Нему доставляет ищущему утешения человеку ощущение счастья в высокой мере. "Против такого представления нельзя выставить, с точки зрения естествознания, ни малейшего возражения".

Большую сенсацию вызвала работа В. Гейзенберга — лауреата Нобелевской премии 1932 года. Он формулировал принцип индетерминизма (неопределенности), по которому можно только с известными ограничениями определять элементарные частицы, как последние и неразложимые единицы материи. А кроме того, невозможно знать одновременно и точно положение частицы и скорость ее движения. Мы утверждаем что электроны существуют, но мы не в состоянии отличить их один от другого. Что же касается материи, то самое это понятие в прежнем смысле становится излишним. Мир, по словам Гейзенберга, состоит из чего-то, сущность которого нам неизвестна. Это "что-то" проявляется то в виде, как бы, частиц, то в виде волн и, если уже искать названия, то это "что-то" надо обозначить словом энергия, да и то в кавычках. Так называемые естественнонаучные законы — суть закономерности не точного, но статического характера (т. е. без учета действующих сил).

К этим соображениям следует добавить, что понятие неопределенного "чего-то" применимо также и к жизненным явлениям. Но здесь оно принимает совершенно иной характер. Математические уравнения, которыми характеризуем элементарные физические процессы, здесь не применимы, ибо жизнь, как утверждал Дриш, представляет автономную (независимую, самостоятельную) область".

Известный профессор И. А. Ильин говорит: "Настоящий ученый прекрасно понимает, что "научная" картина мироздания все время меняется, все осложняясь, углубляясь, уходя в детали и никогда не давая ни полной ясности, ни единства… Настоящей ученый знает, что наука никогда не будет в состоянии объяснить свои последние предпосылки или определить свои основные понятия, напр., точно установить, что такое "атом", "электрон", "витамин", "энергия" или "психологическая функция"; он знает, что все его "определения", "объяснения" и "теории" — суть только несовершенные попытки приблизиться к живой тайне материального и душевного мира. О продуктивности науки не стоит спорить: за нее свидетельствуют вся современная техника и медицина. Но, что касается ее теоретических истин и их доказуемости, то наука плавает по морям проблематического (предположительного) и таинственного".

Один из самых знаменитых американских ученых, бывший председатель Нью-йоркской Академии Наук, А. Крессм Моррисон , доказывает бытие Бога в своей блестящей статье: "Семь причин, объясняющих почему я верую в Бога ".

"Мы все еще находимся лишь на заре научного знания", — говорит К. Моррисон. "Чем ближе к рассвету, чем светлее наше утро, тем яснее перед нами выясняется творение разумного Создателя. Теперь в духе научного смирения, в духе веры, основанной на знании, мы еще больше приближаемся к непоколебимой уверенности в бытии Божием.

Лично я насчитываю семь обстоятельств, которые определяют мою веру в Бога. Вот они:

Первое: Совершенно отчетливый математический закон доказывает, что вселенная создана Величайшим Разумом.

Представьте себе, что вы бросаете в мешок десять монет. Монеты, по порядку их стоимости, от одного цента до десяти. Потом встряхиваем мешок. Теперь попытайтесь вытащить монетки одна за другой в порядке их стоимости с тем, что каждую монетку будем снова класть назад и снова встряхивать мешок. Математика говорит, что в нашем распоряжении есть один шанс из десяти к тому, чтобы в первый же раз вытащить монетку в один цент. Чтобы вытащить одноцентовую, а тотчас после нее двухцентовую монетку, наши шансы оказываются один из ста. Чтобы вытащить подряд таким образом три монетки — имеем один шанс из тысячи и т. д. За то, что мы вытащим все десять монеток по заданному порядку, мы имеем один шанс из десяти миллиардов.

Те же самые математические доводы говорят о том, что для возникновения и развития жизни на земле необходимо такое невероятное число взаимоотношений и взаимосвязей, что без разумного направления, просто по случаю, они возникнут не могли бы никак. Скорость вращения по поверхности земли определяется в тысячу миль в час. Если бы земля вращалась со скоростью ста миль в час, то наши дни и ночи стали бы в десять раз длиннее. В течение долгого дня солнце выжигало бы все живое, в течение долгой ночи все живое вымерзло бы.

Затем — температура солнца равняется 12,000 градусам по Фаренгейту. Земля удалена от солнца равно настолько, сколько необходимо, что бы этот "вечный огонь" надлежащим образом обогревал нас, ни больше, ни меньше! Если бы солнце вполовину меньше давало бы тепла, то мы замерзли бы. Если бы оно давало вдвое больше, — мы погибли бы от жары.

Склон земли равен 23°. Отсюда возникают времена года. Если бы склон земли был иным, испарения от океана двигались бы вперед и назад, на юг и на север, нагромождая целые континенты льда. Если бы луна, вместо ее нынешней дистанции была удалена от нас на 50 000 миль, наши приливы и отливы приняли бы столь грандиозные масштабы, что все континенты оказались бы под водою дважды в сутки. В результате, вскоре были бы смыты и самые горы. Если бы земная кора была бы сравнительно толще, чем сейчас, на поверхности не было бы достаточно кислорода, и все живое было бы обречено на гибель. Если бы океан был сравнительно глубже, углекислота поглотила бы весь кислород, и все живое, опять таки, погибло бы. Если бы атмосфера, окутывающая земной шар, была немного тоньше, то метеоры, миллионы которых сгорают в ней ежедневно, падая на землю, падали бы на нее в целом виде и вызывали бы неисчислимые пожары повсюду.

Эти и бесчисленное множество других примеров свидетельствуют, что для случайного возникновения жизни на земле нет и одного шанса из множества миллионов.

Второе: Богатство источников, из которых жизнь черпает силы для выполнения своей задачи, само по себе является доказательством наличия самодовлеющего и всесильного Разума.

Ни один человек не был до сих пор в состоянии постичь, что такое жизнь. Она не имеет ни веса, ни размеров, но она подлинно располагает силой. Прорастающий корень может разрушить скалу. Жизнь победила воду, сушу и воздух, овладела их элементами, заставив их растворить и преобразовать составляющие их комбинации.

Жизнь — скульптор, дающий форму всему живому, художник, вытачивающий форму каждого листа на дереве, определяющий цвет каждого цветка. Жизнь — музыкант, обучивший птиц петь песни любви, обучивший насекомых издавать неисчислимое количество звуков и призывать ими друг друга. Жизнь — тончайший химик, дающий вкус плодам, запах цветам, химик, изменяющий воду и углекислоту в сахар и древесину, и получающий при этом кислород, необходимый для всего живущего.

Вот перед нами капля протоплазмы, почти невидимая капля, прозрачная, похожая на желе, способная двигаться и извлекать энергию из солнца. Эта клетка, эта прозрачная доля пылинки является зародышем жизни и имеет в себе силу сообщать жизнь крупному и малому. Сила этой капли, этой пылинки больше, чем сила нашего существования, сильнее животных и людей, ибо она основа всего живущего. Не природа создала жизнь. Скалы расщепленные огнем и пресноводные моря не в состоянии были бы ответить тем требованиям, которые предъявляет жизнь для своего возникновения.

Кто же вложил жизнь в эту пылинку протоплазмы?

Третье: Разум животных неоспоримо свидетельствует о мудром Творце, внушившем инстинкт существам, которые без него были бы совершенно беспомощными тварями.

Молодой лосось свой молодой возраст проводит в море, затем возвращается в свою родную реку и идет по ней именно по той самой стороне, по которой шла икра, из которой он вывелся. Что же ведет его с такой точностью? Если его поместить в иную среду, он немедленно почувствует, что сбился с курса, он будет пробиваться к главному потоку, затем пойдет против течения и исполнить свою судьбу с положенной, точностью.

Еще большую тайну скрываешь в себе поведение угря. Эти поразительные существа в зрелом возрасте путешествуют изо всех прудов, рек и озер, хотя бы они находились в Европе, проходят тысячи миль по океану и идут к морским глубинам у Бермудских островов. Здесь они совершают акт своего размножения и умирают. Маленькие угри, которые, казалось бы, не имеют ни малейшего понятия ни о чем, которые могли бы затеряться в океанских глубинах, идут по пути своих отцов, к тем самым рекам, прудам и озерам, из которых и начали свой путь к Бермудским островам. В Европе ни разу не был пойман ни один угорь, который принадлежит к американским водам, то же самое и в Америке ни разу не был пойман ни один европейский угорь. Европейский угорь достигает зрелости на год позднее, благодаря чему он может совершить свое путешествие. Где же рождается этот направляющий импульс?

Оса, поборов кузнечика, поражает его в точно определенное место. От этого удара кузнечик "умирает". Он теряет сознание и продолжает жить, представляя собою род консервированного мяса. После этого оса откладывает свои личинки с тем расчетом, чтобы выведшиеся маленькие могли сосать кузнечика, не убивая его. Мертвое мясо было бы для них смертельной пищей. Совершив эту работу, оса-мать улетает и умирает. Она никогда не видит своих детенышей. Не подлежит ни малейшему сомнению, что каждая оса проделывает эту работу в первый раз в жизни, без всякого обучения, и делает это именно так, как нужно, иначе откуда были бы осы? Эта мистическая техника не может быть объяснена тем, что осы учатся одна у другой. Она заложена в их плоть и кровь.

Четвертое: Человек располагает большим, чем животный инстинкт. Он имеет рассудок.

Не было и нет такого животного, которое способно было бы считать до десяти. Не может оно и понять сути цифры десять. Если инстинкт можно сравнить с одной нотой флейты, со звуком прекрасным, но ограниченным, то надо принять, что человеческий разум способен к восприятию всех нот не только одной флейты, но и всех инструментов оркестра. Стоит ли говорить еще об одном пункте: благодаря нашему разуму мы оказываемся в состоянии рассуждать о том, что мы такое, и способность эта определяется только тем, что в нас заложена искра Разума Вселенной.

Пятое: Чудо генов — явление, которое мы знаем, но которое не было известно Дарвину — свидетельствует о том, что обо всем живущем была проявлена забота.

Величина генов так невероятно незначительна, что, если бы все они, т. е. гены, благодаря которым живут все люди всего земного шара, были бы собраны воедино, их можно было бы уместить в наперсток. И еще наперсток не наполнился бы! И тем не менее эти ультрамикроскопические гены и сопутствующие им хромосомы имеются во всех клетках всего живого и являются абсолютным ключом к объяснению всех признаков человека, животного и растения. Наперсток! В нем могут уместиться все индивидуальные признаки всех двух миллиардов человеческих существ. И о сомнении в этом не может быть речи. Если это так, то как же получается, что ген включает в себе даже ключ к психологии каждого отдельного существа, умещая, все это в таком малом объеме?

Вот где начинается эволюция! Она начинается в единице , являющейся хранительницей и носительницей генов . И вот тот факт, что несколько миллионов атомов, включенных в ультрамикроскопический ген, могут оказаться абсолютным ключом, направляющим жизнь на земле, является свидетельством, доказывающим, что обо всем живом проявлена забота, что о них кто-то заранее предусмотрел, и что предусмотрение исходит от Творческого Разума. Никакая иная гипотеза здесь не может помочь разгадать эту загадку бытия.

Шестое: Наблюдая экономику природы, мы вынуждены признать, что только предельно совершенный Разум может предусмотреть все соотношения, возникающие в столь сложном хозяйстве.

Много лет тому назад в Австралии в качестве живой изгороди были посажены завезенные сюда некоторые виды кактуса. За неимением здесь враждебных ему насекомых, кактус размножился в таком невероятном количестве, что люди стали искать средств борьбы с ним. А кактус продолжал распространяться. Дошло до того, что площадь, которую он занял, оказалась больше площади Англии. Он стал вытеснять людей из городов и сел, он стал разрушать фермы. Энтомологи обыскали весь мир в поисках мер борьбы с кактусом. Наконец, им удалось найти насекомое, которое питалось исключительно кактусом. Оно легко размножалось и у него не было врагов в Австралии. Вскоре это насекомое победило кактус. Кактус отступил. Количество этого растения уменьшилось. Уменьшилось и количество насекомых. Их осталось лишь столько, сколько нужно, чтобы держать кактус под постоянным контролем.

И такого рода контролирующие взаимосвязи наблюдаются повсюду. Почему, и в самом деле, насекомые, которые так неимоверно быстро размножаются, не подавили все живое? Потому что они дышат не легкими, а трахеями. Если насекомое вырастает, трахеи его не вырастают в пропорции. Вот поэтому-то никогда не было и не может быть слишком крупных насекомых. Это несоответствие удерживает их рост. Если бы не было этого физического контроля, человек не мог бы существовать на земле. Представьте себе шмеля величиною со льва.

Седьмое: Тот факт, что человек в состоянии воспринять идею о бытии Бога, сам по себе является достаточным свидетельством.

Концепция о Боге возникает в результате той таинственной способности человека, которую мы называем воображением. Только при помощи этой силы, и только при ее помощи, человек (и больше ни одно живое существо на земле) способен находить подтверждение вещам абстрактным. Широта, которую открывает эта способность, совершенно необъятна. В самом деле, благодаря совершенному воображению человека возникает возможность духовной реальности, и человек может со всей очевидностью цели и задачи — определить великую истину, что Небо находится повсюду и во всем, истину, что Бог живет везде и во всем, что Он живет в наших сердцах.

 

И вот, как со стороны науки, так и со стороны воображения, мы находим подтверждение словам псалмопевца:

"Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь".

Знаменитый хирург, бывший проф. Кельнского, Боннского и Берлинского университетов, Августин Бир говорит: "Если бы даже случилось науке и религии впасть в противоречие, гармония в их взаимоотношениях вскоре восстановилась бы через взаимопроникновение на основе более точных данных".

Закончим свою беседу снова словами ученого А. К. Моррисона: "Человек признает необходимость моральных принципов; в нем живет чувство долга; из этого проистекает его вера в Бога.

Расцвет религиозного чувства обогащает человеческую душу и возвышает ее настолько, что позволяет ей воспринимать Божественное присутствие. Инстинктивное восклицание человека: "Боже мой!" вполне естественно, и даже простейшая форма молитвы приближает человека к Создателю.

Уважение, жертвенность, сила характера, нравственные устои, воображение — не рождаются из отрицания и атеизма, этого удивительного самообмана, заменяющего Бога человеком. Без веры культура исчезает, порядок разрушается и преобладает зло. Будем неуклонно верить в Духа-Творца, в Божественную любовь и в человеческое братство. Вознесем наши души к Богу, исполняя волю Его, поскольку она нам открывается; будем хранить, уверенность неотъемлемую от веры, что мы достойны забот, которыми окружает Господь сотворенные Им существа". К этим словам А. Моррисона добавим слова врача психиатра и богослова проф. И. М. Андреева : "Истинное знание — несовместимо с гордостью. Смирение есть непременное условие возможности познания Истины. Только смиренный ученый, как и смиренный религиозный мыслитель, помнящие всегда слова Спасителя — Без Меня не можете творить ничего и Я есмь путь и истина и жизнь — способны идти правильным путем (методом) к познанию Истины. Ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Протоиерей Серафим Слободской Закон Божий

Закон Божий... ЗАКОН БОЖИЙ Предисловие ко му изданию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНЫЕ И ВЕРА В БОГА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Свойства Божии
  Бог открыл нам о Себе, что Он — бестелесный и невидимый Дух (Иоан. 4, 24)   Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы

О молитве
    Бог любит Свое творение, любит каждого из нас. "И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Ко

О грехе
  Грех, или зло — есть нарушение закона Божия; беззаконие , или иначе сказать, грех, — есть нарушение воли Божией. Как же л

О крестном знамении
    Мы называемся христианами , потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос .

Какие бывают молитвы
  Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, есть нам где жить, есть во что одеться, есть чем питаться, то мы должны прославлять и благодарить Бога в наших молитвах. Таки

Когда Бог слышит нашу молитву
  Приступая к молитве, мы должны прежде примириться с теми, которым мы сделали зло, и даже с теми, которые обижаются на нас, а потом уже с благоговением и вниманием стать на молитву.

О храме
    Храм ("церковь") есть особый дом, посвященный Богу — "Дом Божий", в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать, или

Благословение священника
    Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) — наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) — осеняют нас крестным знам

О святых иконах
  В храме — в иконостасе и по стенам, и в доме — в переднем углу находятся святые иконы , перед которыми мы молимся. Иконою или образом назы

Как изображается Бог на святых иконах
  Бог — Дух невидимый, но Он являлся святым людям видимым образом. Поэтому на иконах и изображаем Бога в том виде, в каком Он являлся. Пресвятую Троицу мы изображаем в виде т

Кого, кроме Бога, изображаем на святых иконах
  Кроме Бога, мы изображаем на святых иконах Божию Матерь, святых ангелов и святых людей. Но молиться им должны не как Богу, а как близким к Богу, угодившим

О святых ангелах
  В начале, когда еще не было ни мира, ни человека, Бог сотворил святых ангелов . Ангелы — духи бестелесные (потому невидимые) и бессмертные, как и наши души

О святых людях
  На иконах мы изображаем также и святых людей или угодников Божиих . Так мы их называем потому, что они, живя на земле, угодили Богу своею праведною

О нимбах на иконах
    Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников и угодниц Божиих на иконах и картинах изображается сияние или светлый кружок, который называется ни

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.
(Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь). Помилуй нас — будь милостив к нам, прости нас. Иисус

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
(Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас). Крепкий — сильный; бессмертный — неумирающий, вечный. Молитву эту нужно читать тр

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
(Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи (Отче), прости нам грехи наши; Владыко (Сын Божий), прости беззакония наши; Святый (Дух), посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего.)

Молитва Господня
    Отче наш, Иже еси на небесех! 1. Да святится имя Твое. 2. Да приидет царствие Твое. 3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
(Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.)

Молитва за живых
    Мы должны думать не только о себе, но и о других людях, любить их и молиться о них Богу, потому что мы все дети одного Отца небесного. Такие молитвы полезны не тольк

Сотворение неба — невидимого мира
    В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил небо , то есть духовный, невидимый мир или ангелов

Сотворение земли — видимого мира
    После сотворения неба — невидимого, ангельского мира, Бог сотворил из ничего, одним Своим Словом, землю , то есть вещество (материю), из которого по

Беседа о первом дне творения
  Первым действием образовательного творчества Божия было создание света: "и сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и о

Беседа о втором дне творения
  Второе творческое повеление образует твердь. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды: и стало так. И создал Бог твердь, и отделил Бог воду

Беседа о третьем дне творения
  Дальше, земля получает такое устройство, что на ней является уже жизнь, хотя еще только низшая, именно жизнь растительная. И сказал Бог; да соберется вода, которая под небом

Беседа о четвертом дне творения
  За образованием земли следует устройство светил небесных. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений

Беседа о пятом дне творения
  В пятый день созданы животные, живущие в воде и летающие в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди неб

Беседа о шестом дне творения
  В шестой, последний, день творения созданы животные, живучие на земле и человек. Как для произведения рыб и водяных гадов Господь обращался к воде, так равно и для произвед

Как Бог сотворил первых людей
  Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Пред творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание, Он сказал: "сотворим человека по образу Нашему и п

Жизнь первых людей в раю
    Земной рай, или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых людей — Адама и Еву, находился в Азии, между реками Тигром и Евфратом. Жизнь людей в раю была и

Беседа о человеке
    Когда мы говорим, что человек состоит из души и тела, то мы этим выражаем, что человек состоит не из одного лишь мертвого вещества — материи, но и из того высшего на

Грехопадение
    Диавол завидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вошел в змия и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. И ко

Последствия грехопадения и обетование Спасителя
  Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили с

Беседа о грехопадении
  Когда Бог сотворил первых людей, то увидел, что "добро зело есть " т. е. человек любовью своею устремлен к Богу, что в созданном человеке нет никаких прот

Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей.
  А если допустил, то почему Господь просто ("механически") не возвратил их после грехопадения в прежнее состояние райской жизни? Всемогущий Бог, несомненно, мог бы

Каин и Авель
    После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери. (Быт. 5, 4). Первого сына они назвали Каином , а второго

Беседа о потопе
  Со стороны неверующих существует возражение против потопа, которое заключается в том, будто невозможно, чтобы вся земля оказалась под водой в одно и то же время, как говорится в Биб

Жизнь Ноя и его детей после потопа
    Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет. Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из виноградного сока сделал вино и по

Столпотворение вавилонское и рассеяние людей
    Размножившиеся потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке. Когда человеческий род стал много

Явление Бога Аврааму в виде трех странников
  Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал

Гибель Содома и Гоморры
  Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот.

Принесение Исаака в жертву
  Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет

Женитьба Исаака
  Сарра, жена Авраама, умерла когда ей было 127 лет. Сам же Авраам почувствовал слабость здоровья и решил женить сына своего Исаака, но только не на хананеянке, а на девушке своего пл

Исав и Иаков
  У Исаака было два сына: Исав и Иаков. Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле, Иаков был кроткий и тихий, жил в шатрах вместе с отцом и матерью.

Видение Иаковом таинственной лестницы
  На пути Иаков остановился в поле ночевать, подложил под голову камень и уснул. И вот, он видит во сне: стоит лестница на земле, а верх ее касается неба. Ангелы Божии восходят и нисх

Иосиф в Египте
    Купцы привезли Иосифа в Египет и продали одному царедворцу, по имени Потифару (или Пентефрию). Живя в Египте, среди язычников, Иосиф твердо хранил веру в истинного Б

Свидание Иосифа с братьями и переселение Иакова с семейством в Египет
  В семь плодородных лет Иосиф собрал в Египте столько хлеба, что его достало и на голодные годы, и даже можно было продавать и в другие страны. Отовсюду стали приезжать в Египет за х

История Иосифа, записанная на языке деревьев
  Рационалисты (люди, признающее источником познания только один разум, отвергающие всякий опыт и Божеств. Откровение), не верящие в историчность библейских повествований, относятся к

История многострадального Иова
    В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей

Пасха и исход евреев из Египта
  Моисей пришел в Египет. В это время там уже царствовал другой фараон. Поговорив со старейшинами еврейского народа, Моисей и Аарон пошли к царю египетскому и от имени Божия потребова

Переход евреев через Чермное море и другие чудеса
    Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав

Синайское законодательство
  От Чермного моря евреи все время шли по пустыне. Они остановились станом у горы Синая (Синай и Хорив — две вершины одной и той же горы). Здесь Моис

Медный змий
  От горы Синая евреи двинулись к земле обетованной (Ханаанской). В пути евреи не один раз поднимали ропот (недовольство и обиду) на свое путешествие. Господь за это наказывал их, но

Вступление евреев в землю обетованную
  Господь помог Иисусу Навину ввести народ еврейский в землю обетованную. При вступлении в эту землю, евреям нужно было перейти реку Иордан. По указанию Божию, Иисус Навин велел свяще

Беседа о чуде Иисуса Навина
  Повествование св. Библии об Иисусе Навине, "остановившем солнце", является одним из излюбленных мест нападок и возражений со стороны безбожников. Но новейшие исследования

История Руфи
    Во времена Судей соседние языческие народы были постоянными врагами израильтян. Но бывали случаи, когда некоторые язычники из этих народов принимали веру в Истинного

Саул, первый царь еврейский
  Саул был сыном знатного еврея, по имени Киса, из колена Вениаминова. Он был высокого роста (среди народа он возвышался на целую голову), и не было никого из израильтян красивее его.

Победа Давида над Голиафом
  Однажды, в царствование Саула, у евреев была война с филистимлянами. Когда войска стали друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф. Он кричал евреям

Царь Давид
    После смерти царя Саула царем еврейским стал Давид. Давид был самый лучший из всех царей еврейских. Он непоколебимо веровал в Бога истинного и старался исполнять Его

Царь Соломон
  Соломон, при вступлении своем на царский престол, принес Богу тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: "Проси, что ты хочешь, Я дам тебе".

Пророк Илия
  Пророк Илия жил при самом нечестивом израильском царе Ахаве, который поклонялся идолу Ваалу (солнцу) и принуждал к тому же и народ. Илия пришел к Ахаву и от имени Божия объ

Пророк Елисей
  Святый пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафата. Бог прославил пророка многими чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он

Пророк Иона
    Пророк Иона жил после пророка Елисея. Однажды Господь повелел ему идти в языческий город Ниневию, столицу ассирийского царства, и возвестить жителям этого города, чт

Беседа о пребывании пророка Ионы во чреве китовом
  "Поверхностные и неверующие критики", говорит ученый, Артур Гук, — "находят, будто существует много препятствий, чтобы допустить, что Иону, на самом деле, проглотил к

Падение израильского царства
    Бог долготерпеливо призывал израильтян, через многих Своих пророков, отстать от нечестия и пребывать верными Ему. Но ни цари ни народ не слушались их. Након

Пророк Исаия
  Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия . Исаия был потомком царя Давида, родственником царей иудейских. Господь призвал его к пророч

Пророк Иеремия
  Долго терпел Господь грехи иудейского народа и ждал покаяния, но народ не исправился. Через пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие народ иудейски

Пророк Иезекииль
  Иезекииль был современником пророка Иеремии. Будучи в плену вавилонском, еще до окончательного разрушения царства иудейского, он был призван Господом к пророческому служению.

Пророк Даниил
  Пророк Даниил происходил из царского рода. Он еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными

Друзья пророка Даниила — Анания, Азария и Мисаил — в печи вавилонской
    Вскоре друзья пророка Даниила — Анания, Азария и Мисаил подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, больш

Падение вавилонского царства
    После смерти Навуходоносора царство вавилонское начало колебаться. Часто менялись преемники Навуходоносора. Наконец (через 7 лет), воцарился Валтасар

Пророк Даниил во рве львином
  Царь Дарий полюбил Даниила и сделал его одним из трех главных начальников в своем царстве, а потом хотел даже ему одному поручить управление царством. Другие же вельможи зави

Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго храма
    Иудеи были в плену вавилонском семьдесят лет. Царь персидский Кир, в первый же год своего владычества над Вавилоном, разрешил иудеям возвратиться из плена в свое оте

Перевод книг Священного Писания на греческий язык
    Долгое время, около двух сот лет, продолжалось мидийско-персидское владычество. Иудеи, по возвращении из плена вавилонского, оставались под властью персидских царей.

Маккавеи
    Царь Антиох Епифан захотел, чтобы все его подданные говорили на одном греческом языке и кланялись только греческим богам, то есть идолам. Многие из иудеев повиновали

Всеобщее ожидание Спасителя
  Освободившись от владычества греческих царей, иудеи не долго пользовались свободой. Римляне, завоевав весь мир, овладели также и еврейским народом (64 год до Р. X.). Они поставили н

Палестина
    Страна Палестина , в которой жил на земле Спаситель наш, Господь Иисус Христос, представляет собою сравнительно небольшую полосу земли (около трехсо

Рождество Пресвятой Девы Марии
  Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною . Оба они были л

Пресвятая Дева Мария у Иосифа
  Когда Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, по закону уже нельзя было Ей дольше оставаться при храме. Нужно было или возвратить Ее родителям или выдать замуж. Иоаким и Анна к это

Возвещение Ангела о рождении Предтечи
  Бог, через пророка Малахию, предвозвестил, что перед самым пришествием в мир Христа-Спасителя явится Предтеча , то есть Предшественник Спасителя. Предтеча будет вел

Благовещение Пресвятой Девы Марии
  В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью

Посещение Пресвятою Девою Мариею праведной Елизаветы
    Пресвятая Дева Мария, узнав от ангела, что у Ее родственницы Елисаветы, жены священника Захарии, скоро родится сын, поспешила навестить ее.  

Рождество Иоанна Предтечи
    От праведных Захарии и Елисаветы, вскоре после посещения их Божией Матерью, родился сын. Родные, соседи Елисаветы радовались вместе с нею такой милости Господней над

Рождество Христово
    Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную пер

Поклонение волхвов
    Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим во

Сретение Господне
  По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев, (то есть первых сыновей), на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом по

Возвращение в Назарет
  Когда все уже было выполнено по закону над младенцем Иисусом, в храме Иерусалимском, а волхвы уже были на пути к себе домой, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: "вст

Отрок Иисус в храме
  Иосиф и Пресвятая Дева Мария каждый год ходили на праздник в Иерусалим, в храм Божий. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, они взяли и Его с собою.  

Проповедь Иоанна Предтечи
  Иоанн, сын праведных Захарии и Елисаветы, с юных лет продолжал жить в пустыне и там проводил время в посте и молитве. Одежду он носил из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным п

Крещение Иисуса Христа
  В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы

Иисус Христос в пустыне и искушение Его от диавола
  После крещения Своего, Господь Иисус Христос удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и п

Явление Иисуса Христа народу и Его первые ученики
    По возвращении из пустыни Иисус Христос снова пришел на берег Иордана, где крестил Иоанн. Увидев Иисуса, Иоанн сказал народу: "вот Агнец Божий, Который берет на

Первое чудо Иисуса Христа
    Вскоре, после призвания Спасителем первых учеников, в городе Кане, недалеко от Назарета, был брак. На этот брак был приглашен Иисус Христос с Пречистою Матерью и уче

Изгнание торгующих из храма
    Приближался праздник Пасхи. Иисус Христос пришел на праздник в Иерусалим. Войдя в храм, Он увидел в Нем большой беспорядок: там продавали волов, овец и голубей, и си

Беседа Иисуса Христа с Никодимом
    Среди людей, пораженных чудесами Иисуса Христа и уверовавших в Него, был фарисей Никодим , один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу Христу

Беседа Иисуса Христа с Самарянкою
  Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую, мимо города, называемого Сихарь (по древнему название Сихем). Пе

Исцеление сына царедворца
    Когда Иисус Христос пришел в Галилею, то галилеяне с верою приняли Его, потому что многие из них видели чудеса, которые Он сотворил в Иерусалиме во время праздника П

Исцеление расслабленного при овчей купальне
  Из Галилеи Иисус Христос снова пришел в Иерусалим на праздник иудейский. Вблизи храма, у овечьих ворот, через который прогоняли овец для жертвоприношения, была купальня с п

Исцеление сухорукого
  Однажды в субботний день Иисус Христос вошел в синагогу (в дом собрания и молитвы). Там был человек с иссохшею правою рукою. Фарисеи же, желая найти обвинение против Спасителя, след

Избрание апостолов
    Постепенно число учеников у Иисуса Христа увеличивалось. Однажды, будучи в Галилее, Иисус Христос взошел на одну гору помолиться и провел в молитве всю ночь. Когда ж

Нагорная проповедь
    После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, соб

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ
  Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец

О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
  Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, т. е. врагов наших. Он сказал: "вы слышали, что сказано (вашими учи

Исцеление расслабленного в Капернауме
  Господь Иисус Христос научил нас молиться не только за себя, но и за других — за ближних своих. Ибо по любви Своей, Господь подает милость (помощь Свою) и тем людям, о которых молят

Воскрешение сына Наинской вдовы
    Однажды Иисус Христос шел из Капернаума в город Наин. За Ним следовали ученики и множество народа. Когда Он подходил к городским воротам, в это время из них выносили

Притча о сеятеле
    Иисус Христос, находясь в Капернауме, пришел на берег Галилейского озера. К Нему собралось множество народа. Он вошел в лодку и сел, а народ стоял на берегу, и с лод

Притча о закваске
    Господь Иисус Христос разъясняя учение о Царстве Божием сказал: "Чему уподоблю Царство Божие? Царство Божие подобно закваске, которую женщина взявши положила в

Притча о пшенице и плевелах
    Иисус Христос учил, что в Царстве Его на земле (т. е. в Церкви Христовой) до последнего дня мира будут находиться и грешники. Господь сказал: "Царство

О пришествии Царства Божия на земле
  Однажды фарисеи спросили Иисуса Христа: "Когда приидет Царствие Божие?" Спаситель ответил: "Не приидет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, он

Воскрешение дочери Иаира
    У одного еврейского старшины, начальника синагоги, по имени Иаира, была при смерти единственная дочь, двенадцатилетняя девица. Иаир пришел ко Иисусу Христу,

Усекновение главы Иоанна Предтечи
  Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученическою смертью. Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посаже

Чудесное насыщение народа пятью хлебами
    Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Иисус Христос вместе с учениками отправился на другую сторону озера. Народ пешком бежал за ним по берегу. Когда лодка остановил

Хождение Иисуса Христа по водам
  После чудесного насыщения народа пятью хлебами, Иисус Христос велел ученикам Своим отправиться в лодке на другую сторону Галилейского озера, к Вифсаиде Галилейской. Сам же, отпустив

Исцеление дочери хананеянки
    Однажды Иисус Христос пришел в страны Тирские и Сидонские. Там пришла к Нему одна хананейская женщина, по вере язычница, и начала громко кричать: "помилуй меня,

Исповедание Петра. Предсказание Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении
  Тогда Иисус Христос с учениками Своими пошел в селения Кесарии Филипповой, дорогою Он спросил их: "за кого почитает Меня народ?"   Кесария Филиппова

Преображение Господне
  Чтобы поддержать веру в учениках Своих, когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос показал им Свою божественную славу.   Гора Фавор  

Главная заповедь Иисуса Христа — любовь к Богу и ближнему
    Не один раз люди спрашивали Иисуса Христа, что самое главное в Его учении, чтобы получить вечную жизнь, в Царстве Божием. Одни спрашивали для того, чтобы узнать, а д

Притча о милосердном самарянине
    Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: &qu

Иисус Христос у Марфы и Марии
  Поучая народ, Иисус Христос пришел в Вифанию . Это селение расположено недалеко от Иерусалима за Елеонскою горою. Здесь приняла Его в свой дом одна женщина, именем

Обличение Спасителем фарисеев в грехе — хулы на Духа Святого и прославление Им Божией Матери
    Враги Христовы — фарисеи , имели совещание между собою, как бы погубить Иисуса Христа. Но Спаситель, узнав об этом, удалился оттуда. За Ним последов

Кто именуется в Евангелии "братьями" Господа Иисуса Христа
  "Братья и сестры" Господа, именуемые в Евангелии совершенно не означают, что они были родными братьями и сестрами Господа в нашем современном понимании. По обычаю восточны

Исцеление слепорожденного
    Бывши по случаю одного праздника в Иерусалимском храме, Спаситель, после Своей проповеди, вышел из храма и, проходя по улице, увидел человека слепого от рожд

Притча о неразумном богаче
    Иисус Христос учил: "смотрите, берегитесь любостяжания , (т. е. берегитесь любить приобретать богатство, берегитесь пристрастия к богатству),

Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце
  Во время одной беседы Иисуса Христа, апостол Петр подошел к Нему и спросил: "Господи! сколько раз прощать брату моему, (то есть ближнему), согрешающему против меня (т. е. если

Исцеление десяти прокаженных
    При входе в одно селение, Иисуса Христа встретили десять человек прокаженных. Девять из них были иудеи, а один самарянин. Общее горе соединило их вместе. Прокаженным

Притча о богатом и Лазаре
    О тех людях, которые любят богатство, а бедным не помогают, Иисус Христос сказал такую притчу. Один человек был богат, одевался в порфиру (верхняя одежда из

Притча о мытаре и фарисее
    Предостерегая всех нас, чтобы мы не гордились, не хвалились, считая себя праведными и лучше других, но чтобы со смирением, видя свои грехи, сокрушались о них, никого

Притча о блудном сыне
  К Иисусу Христу приходили мытари и грешники, чтобы слушать Его. Гордые фарисеи и книжники, учители еврейского народа, роптали за это на Иисуса Христа и говорили: "Он принимает

Предсказания Иисуса Христа о кончине мира и о втором Его пришествии
  Иисус Христос предсказал о том, что ожидает в будущем весь наш мир и всех людей. Он учил, что наступит конец миру, и земная жизнь человеческого рода окончится; тогда Он во второй ра

Притча о десяти девах
    Для того, чтобы люди всегда были готовы к встрече Господа, то есть к суду Божию, а значит и к смерти, так как смерть есть начало суда Божия над человеком, Иисус Хрис

Притча о талантах
  И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей. – Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов свои

О страшном суде
    О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так: Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все с

Воскрешение Лазаря
    Приближался праздник еврейской Пасхи, а с ним наступали и последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Злоба фарисеев и начальников иудейских дошла до крайности; окам

Торжественный вход Господа в Иерусалим
    Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христо

Притча о злых виноградарях
    Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии — Христа. Беседуя в

О ПОДАТИ КЕСАРЮ
  Господь Иисус Христос продолжал учить в храме, а старейшины иудейские в это время совещались между собою, как бы уловить Его в словах, чтобы можно было обвинить Его перед народом, и

О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ
    После этого, по заранее составленному уговору, подошли к Спасителю саддукеи, которые не верили в воскресение мертвых. Они задумали смутить Его своим вопросом и сказа

О БОЖЕСТВЕННОМ ДОСТОИНСТВЕ МЕССИИ — ХРИСТА
    Фарисеи же, стоявшие до сих пор в некотором отдалении, собрались вместе и подошли ближе к Иисусу Христу, но спрашивать Его о чем-либо не посмели. Тогда Иису

Лепта вдовицы
    При входе в храм Иерусалимский была поставлена сокровищница, то есть сборная кружка, в которую молящиеся клали свои добровольные пожертвования на храм. Иису

Предательство Иуды
    На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: "вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческ

Тайная вечеря
  В пятый день после входа Господа в Иерусалим, значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало закапать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: "где вели

Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу
  Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "посидите здесь, пока Я помолюсь!"   Моление о чаше   Сам же,

Суд над Иисусом Христом у первосвященников
    Сначала воины привели связанного Иисуса Христа к старому первосвященнику Анне, который к тому времени уже не нес служения в храме и жил на покое. Этот перво

Отречение апостола Петра
    Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, апостол Иоанн, как знакомый первосвященнику, вошел во двор, а Петр остался за воротами. Потом Иоанн, сказав служ

Погибель Иуды
  Наступило утро пятницы. Немедленно первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион составили совещание. Они привели Господа Иисуса Христа и снова осудили Его на смерть

Иисус Христос на суде у Пилата
    Первосвященники и начальники еврейские, осудив Иисуса Христа на смерть, сами не могли привести в исполнение своего приговора без утверждения начальника страны — римс

Последний суд над Иисусом Христом у Пилата
    Когда снова привели Господа Иисуса Христа к Пилату, то уже к претории собралось много народа, начальников и старейшин. Пилат, созвав первосвященников, начал

Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу
  После того, как Иисус Христос был осужден на распятие, Он отдан был воинам. Воины, взявши Его, опять били с поруганиями и издевательствами. Когда же насмеялись над Ним, они сняли с

Распятие и смерть Иисуса Христа
    Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, у

Снятие со креста и погребение Спасителя
    В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Арима

Воскресение Иисуса Христа
    По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил , т. е. воскре

Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус
    К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Петру, двое учеников Христовых (из числа 70-ти), Клеопа и Лука, шли из Ие

Явление Иисуса Христа всем апостолам и другим ученикам, кроме апостола Фомы
    Когда апостолы беседовали с возвратившимися из Эммауса учениками Христовыми, — Клеопою и Лукою, а двери дома, где они находились были заперты, из опасения от иудеев,

Явление Иисуса Христа ученикам при море Тивериадском и восстановление отрекшегося Петра в апостольстве
    Согласно повелению Иисуса Христа, ученики Его ушли в Галилею. Там они занялись своими обыденными делами. Однажды Петр, Фома, Нафанаил (Варфоломей), сыновья Зеведеевы

Явление Иисуса Христа апостолам и более чем пятистам ученикам
    Затем, по повелению Иисуса Христа одиннадцать апостолов собрались на одной горе в Галилее. Туда же к ним пришли более пятисот учеников. Там Иисус Христос явился пере

Христос воскресе!
    Великое событие — Светлое Христово Воскресение празднуется Св. Православною Церковью, как самый величайший из всех праздников. Это есть праздников П

Вознесение Господне
    Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались

Сошествие Святого Духа на апостолов
    После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятид

Жизнь первых христиан
    Вскоре после сошествия Святого Духа, апостолы Петр и Иоанн шли в храм на молитву в девятом часу, по нашему — в третьем часу дня (час смерти Господа нашего Иисуса Хри

Гонение иудеев на христиан. Святой первомученик Стефан
    Слава и победы христианства и быстрое распространение его возбудили страх и ненависть у иудейских начальников. Они начали преследовать христиан, возбуждать против ни

Обращение Савла
    Когда побивали, камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл , охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими с

Успение Божией Матери
    Пресвятая Матерь Божия, после Вознесения Иисуса Христа, жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие — 22 года). Апостол Иоан

Апостольский Собор в Иерусалиме
    Когда христианство стало распространяться по всему миру и множество язычников стали принимать христианскую веру, между христианами произошло недоумение. Христиане из

Проповеднические труды апостолов
  Апостолы Христовы своею проповедью, которую внушал им Святый Дух, в короткое время покорили Христу множество язычников, как простых и незнатных людей так и ученых и самих царей. Мно

О проповеди и о судьбе св. апостолов
  Св. Первоверховный ап. Петр (Симон) проповедовал сначала в Иудее, затем в Антиохии, в Вифании, в Асии, во Иллипице, а также по всей Италии и в самом Риме. В Риме он был распят вниз

Разрушение Иерусалима
  В течение первых трех веков (около трехсот лет) христиане терпели почти постоянные гонения, и сначала от неуверовавших евреев, а потом от язычников.   Разруше

Воздвижение Креста Господня
    Гонения на христиан прекратились только в начале четвертого века, при римском императоре Константине Великом . Император Константин сам убе

Новые враги христианства
  Не смотря на окончательную победу христианства над язычеством, язычники все же попытались еще раз выступить против христиан, при императоре Юлиане Отступнике .

Вселенские соборы
    Среди христиан иногда появлялись люди, которые неправильно излагали учение христианское и желали свои лжеучения (ложные, неправильные учения) навязывать всей Церкви.

Просвещение славян
    После периода Вселенских Соборов отделилась от Вселенской Православной Церкви западная часть ее (римская) и образовала из себя отдельную римо-католическую церковь.

Крещение Руси
    Наше отечество, Россия, стало христианскою страною почти через тысячу лет после пришествия в мир Спасителя. До этого времени люди в Русской земле поклонялись идолам,

Назначение человека
    Бог сотворил нас, людей, по образу и по подобию Своему, — дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу , для того, чтобы познавая Бога и уподобл

О естественном откровении
  Естественным откровением или явлением называется такое откровение Божие, когда Бог открывает Себя обычным естественным способом, каждому человеку, через видимый нам

О Священном Предании и Священном Писании
  Главное Свое откровение Бог сообщает людям особым, необычным способом, или, как мы говорим, сверхъестественным образом — это когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам или через

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее , при императоре Константине Великом. Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе , при императоре Феодосии Великом. Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа к

ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе , при императоре Феодосии 2-м Младшем. Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне , при императоре Маркиане . Собор был созван против лжеучения архимандрита одного конст

ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе , при знаменитом императоре Юстиниане I . Собор был созван по поводу споров между п

ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе , при императоре Константине Погонате , и состоял из 170 епископов. Собор созван б

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее , при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов. Собор был соз

Символ Веры
    Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. И кто эти истины не пр

О первом члене Символа Веры
    1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.   Веровать в Бога, значит быть

О втором члене Символа Веры
    2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожден

Беседа о превечном рождении Сына Божия
  Мы живем во времени , а временное все изменяется — "все течет, все изменяется". Когда же мир кончит свое временное существование (при втором пришествии Сп

О третьем члене Символа Веры
    3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.  

Беседа о воплощении Сына Божия
  Святитель Сильвестр (IV в.) в беседе с иудеями о вере говорил: "Бог, приведший все в бытие, когда создал человека и увидел его склонившимся ко всякому злу, не презрел погибающе

Беседа о чудесах Божиих
  Материалисты категорически отвергают возможность чудес Божиих в мире. Они утверждают, что чудо противоречит законам природы. "Чудо, — говорят они, — несовместимо с научной исти

О четвертом члене Символа Веры
    4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.   В четвертом члене Символа Веры говорится о том, что

Беседа о Кресте Христовом
  Христос раскрыл имя Бога. Имя это — Любовь . Мир создан любовью Божией. С первого своего вздоха человек стал ощущать бесконечную любовь к нему Бог

Беседа о трех промыслительных действиях Божиих, явленных нам на нашей грешной земле
  В наше время рационализма мир залит равнодушием к вере Христовой. Всюду утверждается безверие, безбожие, атеизм. Но в напоминание нам — верующим, в утверждение колеблющимся

О благодатном огне на гробе Господнем
  В наше время духовного одичания жизнь людей ограничивается только земными интересами. Ко всему земному временному прикладывается много труда, проявляется большой интерес и любознате

Благодатный огонь Великой Субботы
  Из письма схимонаха о. Никодима   Русский схимонах о. Никодим Св. Горы Афона, посетивший Иерусалим в 1958-м году, чудесно описывает в своем письме то н

И воскресшаго в третий день по писанием.
  В пятом члене Символа Веры говорится о воскресении Иисуса Христа на третий день после Его смерти. Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страдан

Беседа о Воскресении Христовом
  Воскресение Христово есть величайшее мировое событие, потому христиане и заменили им празднование ветхозаветной субботы. Праздник Воскресения Христова есть "Праздников

И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.
  В шестом члене Символа Веры говорится о том, что Иисус Христос с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца. Вознесение Господне

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.
  В седьмом члене Символа Веры говорится, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых , так и умерших

О восьмом члене Символа Веры
    8. (Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки .

О девятом члене Символа Веры
    9. (Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.   В девятом члене Символа Веры говорится о Церкви Христо

О десятом члене Символа Веры
    10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.   В десятом члене Символа Веры говорится о таинстве крещения и о прочих та

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду , с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына

ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ
Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос:

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ
Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствие священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ
Причащение есть таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Х

ТАИНСТВО БРАКА
Брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Хри

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА
Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, или пресвитера, или диакона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ
Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Таинство

Об одиннадцатом члене Символа Веры
    11. Чаю воскресения мертвых   В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится

Беседа о всеобщем воскресении мертвых
  Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогу

О двенадцатом члене Символа Веры
    12. (Чаю) И жизни будущаго века. Аминь .   В двенадцатом члене Символа Веры говорится о жизни будущего века, т. е. о вечной ж

О жизни христианской
    Настоящая, добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, т. е. своими добрыми делами исполняет во

Десять заповедей Закона Божия
    1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене . 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси

О первой заповеди Закона Божия
  1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене . (Я — Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.)

О второй заповеди Закона Божия
  2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужищи им .

О третьей заповеди Закона Божия
  3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе . (Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.) Не приемли — не употребляй, не

О четвертой заповеди Закона Божия
  4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему . (Помни день с

О пятой заповеди Закона Божия
  5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголтен будеши на земли . (Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы т

О шестой заповеди Закона Божия
  6. Не убий . (Не убивай.)   Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т. е. отнятие жизни у других людей, и у самого себя (самоубийств

О восьмой заповеди Закона Божия
  8. Не укради . (Не воруй.)   Восьмою заповедью Господь Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадле

О девятой заповеди Закона Божия
  9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. (Не произноси на другого ложного свидетельства.) Не послушествуй — не про

О десятой заповеди Закона Божия
  10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего ели

Девять заповедей блаженства
    Заповеди блаженства, данные нам Спасителем, нисколько не нарушают заповедей закона. Напротив, эти заповеди взаимно восполняются. Десять заповедей закона огр

О первой заповеди блаженства
  1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. (Блаженны нищие духом, т. е. смиренные; потому что их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное.)

О второй заповеди блаженства
  2. Блажени плачущии, яко тии утешатся. (Блаженны плачущие (о грехах своих); потому что они утешатся.) плачущии — те, которые плач

О третьей заповеди блаженства
  3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. (Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.) Кротцыи — к

О четвертой заповеди блаженства
  4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. (Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся.) Алч

О пятой заповеди блаженства
  5. Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут. (Блаженны милостивии, потому что они помилованы будут.) Яко — ибо, потому что;

О шестой заповеди блаженства
  6. Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят . (Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.)   Чистые сердцем, это — те люд

О седьмой заповеди блаженства
  7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся . (Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими.) Миротворцы

О восьмой заповеди блаженства
  8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. (Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное.) Изгна

О девятой заповеди блаженства
  9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. (Блаж

Беседа о смысле зла
  Мысль о мировом зле лежит тяжким бременем сомнения на сердцах многих верующих людей. Кажется непонятным, почему Бог допускает зло. Ведь Бог в Своем Всемогуществе легко мог бы устран

Понятие о Богослужении
    Богослужением вообще называется Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, т. е. исполнение воли Божией. Богослужение началось на з

Храм и его устройство
    Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу в

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
  1. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются св. православною Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершат

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
  2. Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию ил

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
  3. Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года. Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и ос

О Богослужебных книгах
  Первое место в числе Богослужебных книг занимают: Евангелие , Апостол и Псалтирь . Эти книги взяты из Священного Писания — Библии,

Ектении
  Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно , медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. Посл

ВЕЧЕРНЯ.
  Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, на

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.
Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет… (Блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми. Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь

Исповедайтесь Богу небесному, яко в век милость Его. Аллилуия!
  При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
    Литургия есть самое важное Богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером,

I. Проскомидия
  "Проскомидия" — слово греческое и значит: принесение . Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное д

СОВЕРШЕНИЕ ПРОСКОМИДИИ
  Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами, так называемые, "сходные" молитвы и облачаются в ал

II. Литургия оглашенных
  Вторая часть Литургии называется Литургией "оглашенных" потому, что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Св. Крещения, а также

ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДАРОВ С ЖЕРТВЕННИКА НА ПРЕСТОЛ
  После приглашения оглашенным удалиться из храма произносятся две краткие ектении и поется херувимская песнь: "Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвя

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ К ОСВЯЩЕНИЮ ЧЕСТНЫХ ДАРОВ
  После великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствие при освящении приготовленных Даров. Оно начинается просительной ектенией: "

ОСВЯЩЕНИЕ (ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ) ДАРОВ
  Совершение Св. Таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника: "Благодарим Господа! " Верующ

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ К ПРИЧАЩЕНИЮ
  Оно начинается просительной ектенией: "Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся ", т. е. помянувши всех Святых, опять и опять помолимся Г

ПРИЧАЩЕНИЕ
  Следует причащение священнослужителей в алтаре. Священник раздробляет Святый Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Св. Тайны диакону. Части для причащения мирян, по при

БЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ПРИЧАЩЕНИЕ И ОТПУСТ
  Покланяясь Св. Дарам в последний раз, как Самому Господу Иисусу Христу , верующие благодарят Господа за причащение Св. Таин. Певчие поют благодарственную песнь: &qu

О Литургии св. Василия Великого
  Литургия св. Василия Великого по своему содержанию и порядку одинакова с литургией св. Иоанна Златоустаго. Отличие ее от последней состоит лишь в следующем: 1. Молитвы, кот

Литургия Преждеосвященных Даров
  Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не совершается таинство Евхаристии, а верующие причащаются преждеосвященными Дарами ,

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего…   При пении этих стихов молящееся преклоняют колена, а священник, стоя пред престолом, соверша

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
  Живота моего — жизни моей; дух праздности — склонность к праздности, или лени; уныние — безнадежность; любоначалие

КРЕЩЕНИЕ И МИРОПОМАЗАНИЕ
  Прежде совершения таинства крещения бывает наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из Святых Православной Церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестн

ПОКАЯНИЕ И ПРИЧАЩЕНИЕ
  Приступающий к этим таинствам сначала постится в течение нескольких дней и посещает службы церковные, причем, вспоминая свои грехи, сокрушается о них и молит Господа о помиловании е

СВЯЩЕНСТВО
  Это таинство совершается в алтаре у престола при архиерейском служении Литургии. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящена в епископы совершается собором епископ

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
  Это таинство иначе называется соборованием и совершается над больными для исцеления их от немощей душевных и телесных. Для совершения его собираются семь священнико

О молебнах
  Молебнами называются краткие службы, в которых верующие, по своим частным нуждам и обстоятельствам, обращаются с молитвою к Господу Богу, Божией Матери и святым. Обыкновенн

О погребении усопших
  По смерти христианина тело его омывают, одевают в чистые, если возможно, в новые одежды и полагают в "саван" (белый покров), в знак того, что умерший, при своем крещении,

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БОГОСЛУЖЕНИЙ ГОДОВОГО КРУГА
    На земле по сотворении мира Бог освятил для Богослужения седьмой день (Быт. 2, 3), потом законом, данным Моисею на Синае, это служение распространил на все дни, пове

Великий Пост
  Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к р

Недели Великого Поста
  Первая неделя Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг

Великая Пятница
  Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг)

Великая Суббота
  Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа "во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай жа с разбойником и на престоле со Отце

ПРАЗДНИК ПАСХИ. — СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
    Слово "Пасха" значит с еврейского "прехождение, избавление". Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от раб

Праздник Пятидесятницы. — День Св. Троицы
    Праздник Св. Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианс

Праздник Воздвижения Креста Господня
    Богослужение этого дня имеет ту особенность, что на Всенощном бдении, после великого славословия, при пении трисвятой песни: Святый Боже… , настояте

Праздник Рождества Христова
    Христианская Церковь ежегодно празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря (ст. ст.). К достойному его празднование верующие приготовляются сор

Праздник Крещения Господня
    Этот Праздник иначе называется Богоявлением , потому что в этот день было явление Пресвятой Троицы и, в особенности, явление Божества Спасителя, тор

О монашестве и монастырях
    В первые времена христианской Церкви все почти верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие. Но находились многие из верующих, которые искали высшего

О юродстве ради Христа
  Ко всему следует упомянуть еще об одном виде подвига христианской жизни — это так называемое юродство ради Христа. Христа ради юродивые ставили себе задаче

И русском православном звоне
    Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В "чине благословения колокола" сказано: "яко да вси слышащие звен

БЛАГОВЕСТ
Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая,

СОБСТВЕННО ЗВОН
Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Звон во все колокола различается на: 1. Трезвон — это звон во

ЗВОН НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ
1. Перед началом Всенощного Бдения — благовест , который заканчивается трезвоном . 2. В начале чтения шестопсалмия полагается дву

ЗВОН НА ЛИТУРГИИ
Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии , а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, — трезвон . Если служится две

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы , во время пения: "Тебе одеющегося…" полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол (с

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕБОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Перебор, иначе похоронный или погребальный звон , выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон,

Послесловие
    В наше время оскудения веры идет наступление темных сил зла, борющихся против правды Божией. И нам, — верующим, — нужно особенно помнить, что никто другой, как монах

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги