Эзотерический разрыв

Далее, в ряду признаков тоталитарной секты идет эзотерический разрыв. Но и этот принцип не нов. Эзотеризм был характерной чертой гностицизма (I-IV вв.), которые делили всех людей на плотских, душевных и духовных, в манихействе с IV века. В богомильстве существовало разделение между совершенными и простыми членами и соответственно между высшими тайнами и общими истинами.

Важным элементом эзотеризма всегда были средства его выражения, в особенности вербальные. Святой Епифаний приводит различные термины изобретенные гностиками, вроде Кавлавках, Абраксас, Ялдабаот и др., с целью создания атмосферы таинственности для привлечения людей. В наше время также существуют секты, изобретающие искусственный язык. В качестве примера можно указать на сайентологов. Их тексты настолько насыщены придуманными словами, что они к отдельным книгам прилагают словари. Еще одним примером эзотерической литературы является книга Даниила Андреева “Роза мира”, в который используются изобретенные им слова: “уицраор”, “затомис”. Одной из причин создания искусственных языков называют стремление избежать критики извне, со стороны. “Начиная от гностиков и кончая современными оккультистами, секты, создают свои искусственные языки” - отмечает дьякон А. Кураев.

Однако эзотеризм не всегда порожден страхом быть разоблаченным. Он может быть и проявлением гордыни, стремлением скрыть от профанов некое знание. Так учителя тантры “неохотно делились своими знаниями, не доверяли их основной массе, относимой к категории пашу (“скот”)” и открывали доступ к знаниям лишь вира - обладателям героической натуры”. Поэтому тантрические гуру “практически зашифровали уже написанные на мертвом санскрите тексты так, что без компетентного комментария они оказывались абсолютно недоступными”.

Таким образом, принцип эзотеризма не представляет никакой новизны в истории христианства и религии вообще. Эзотеризм как одну из черт некоторых современных сект признают известные православные исследователи, в частности диакон А. Кураев, Т.Н. Кузнецова, но никто из них не считает, что он присущ исключительно сектам, возникшим в средине XX века. Так полагает только главный идеолог тоталитарного сектантства Дворкин А.Л.