Представления кришнаитов о бытии.

Всё, что имеет бытие, имеет одно начало. Этим изначальным источником всего сущего является Кришна. В нем причины и следствия совпадают. Всё существующее условно может быть разделено на 3 качественных уровня бытия: 1 – чисто духовное бытие, где нет ничего материального; 2 – пограничное бытие, где духовное соприкасается с материальным, и 3 – грубое материальное бытие или вещество. Между этими уровнями нет никакого онтологического разрыва. Один уровень плавно переходит в другой. Материя как бы оплотняется от абсолютной духовности до грубого вещества. Т.о. все бытие в кришнаизме пронизано причинно-зависимой связью. В данном случае кришнаиты предпочитают говорить не о материи, но об энергиях, которые проистекают из Кришны и затем постепенно оплотняются, материализовываются. На языке кришнаитов можно сказать, что Кришна обладает бесконечным количеством энергий, главными из которых являются 3: 1 – внутренняя, 2 – пограничная, 3 – внешняя. Первые две энергии ещё называют духовными, или высшими энергиями. Проявлением внутренней энергии является духовный мир, внешней энергии – материальный мир, пограничной – живые существа – дживы. Это не душа, это атомарное или индивидуальное сознание, сознающее себя. Пограничной энергией это именуется потому что, будучи неотъемлемой частью природы Кришны, проявлением его внутренней духовной энергии, оно может вступать в соприкосновение с материальной энергией, могут попадать под её влияние вплоть до отождествления себя с этой материей. В зависимости от того, с чем джива отождествляет себя – с материей или с духом – она получает либо материальное, либо духовное тело.

Внутренняя энергия имеет несколько качественных видов. Высшим проявлением является энергия, которую кришнаиты называют "хладини" – энергия наслаждения, блаженства. Посредством этой энергии Кришна сам испытывает блаженство и озаряет им других. Приобщение к этой энергии является высшей целью кришнаитов. В полноте это блаженство проявляется в энергии Кришны, которая называется Радхи. С другой стороны, Радхи выступает персонифицированной идеей, обладающей сознанием, и уже в религиозном контексте она считается супругой Кришны. Таким образом, Радхи это и экспансия Кришны, и проявление высшего принципа любви, и объект любви к Богу. Иными словами, Кришна это некая безличная монада, которая по-разному выражается. Высшим проявлением является проявление Божества, причем существует целая иерархия проявлений. Т.о. Кришна является источником высшего наслаждения.