Представления кришнаитов о внешней энергии.

Кришна творит мир посредством своих проявлений или экспансий. Для осуществления творения он первоначально принимает форму трех аватар Вишну (в индийской мифологии творец и бог-разрушитель) Первая его инкарнация называется Махавишну. Из пор тела Махавишны возникает бесчисленное количество вселенных, причем они все духовны. При выдохе Махавишну эти вселенные появляются, а при его вдохе уничтожаются. Вторая инкарнация Вишну входит в каждую вселенную и выделяет воды из своего тела. Она называется Гарпхопадашайявишну (?). (Надо отметить, что между вдохами и выдохами Махавишну проходят миллиарды лет, и все успевают прожить вдоволь). Выделяя воды, Гарпхопадашайявишну ложится на этих водах. Из пупка второй инкарнации вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается первое материлаьное существо – Брахма, который является создателем материального мира. Когда возникает необходимость разрушить этот мир, Вишну принимает форму Шивы – разрушителя, и разрушает космическое мироздание. Третья аватара Вишну является сверхдушой всех живых существ. Каковы же причины создания мира? По мнению кришнаитов, есть 2 теории происхождения мира. Согласно первой теории, мир возникает по причине цикличности всего мироздания, т.е. в некоем абсолютном бытии все время идут процессы сворачивания и разворачивания Абсолюта. Согласно второй теории, материальный мир возникает в результате падения душ. Когда они отказались от служения Кришне, для них в тот же миг был создан материальный мир. Вторая концепция является наиболее распространенной. Кришнаитское представление о происхождении мира несет характер необходимости. Кришна творит мир не по своей воле, а само происхождение мира носит характер случайности. В христианском понимании Бог творит мир не потому, что что-то заставило его выполнить это, а Бог творит мир людей совершенно свободно, не будучи понуждаем к этому ни своей любовью, ни внутренней необходимостью. Он творит мир потому что обладает творческой свободой и он изначально благ. Не будучи никем побуждаемым, он вызывает к бытию себе подобное существо, обладающее тварной, но богоподобной свободой.