ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ – ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА.

Родилась она в Екатеринославле 19 июля 1831 года. По материнской линии её род, в котором было много известных имён, восходит к Рюриковичам, а по отцовской - к меклинбургскому графскому роду. Её дед по материнской линии Павел Долгорукий был масоном и имел обширную библиотеку по оккультизму, в которую обязательно для любого мало-мальски образованного масона входили следующие книги: книга "Мудрость Соломона" и "Изумрудная скрижаль" Гермеса Трисмегиста, "Каббала", "Книга мёртвых", "Творения Сведенборга". Этими книгами интересовалась обладавшая незаурядными способностями Блаватская. Увлечение подобной литературой небезопасно даже для взрослого человека. По этому поводу известный маг Леви говорит, что занятия оккультизмом могут привести к сумасшествию или в результате чрезвычайного напряжения сильные впечатления могут привести к обмороку. (Святые отцы советовали не читать, не держать в руках еретических сочинений, поскольку с трудами передаётся дух их сочинителей.) По утверждению самой Блаватской, с 11-ти летнего возраста её преследовали таинственные образы, голоса, видения, порой на неё нападал смех, порой галлюцинации доводили её до припадков. Незадолго до своего 17-ти летия (в 1848 году) она вышла замуж за 40 летнего генерала Блаватского, накануне свадьбы назначенного вице-губернатором Еревана. Но уже через 4 месяца она оставляет своего мужа и бежит из дома. По её рассказам, она скиталась по всей земле и совершила почти кругосветное путешествие. В период скитания она якобы 7 лет провела в долине Тибета, где обитала община сверх мудрецов или махатм (ещё называют архатами), посвятивших её в высшую мудрость, раскрывшую перед ней тайны Вселенной. Эти великие учителя якобы вышли из цепи перевоплощений, но сознательно задерживают своё вступление в нирвану ради людей, которые проживают на земле. Они образуют некое тибетское "белое братство" или "братство белого лотоса", в члены которого они посвятили Блаватскую. Это посвящение Махатмами в высшую древнюю мудрость, раскрывшую перед ней тайны Вселенной, сыграло, по мнению Блаватской, решающую роль в её теософском становлении. Трижды утверждают, что ниодна из историй мадам Блаватской не была достоверной. Посвящение махатм было тоже невозможным, так как с 1792-го года был закрыт для посещения иностранцами.

В 1859-ом году она появляется в России, в Тифлисе, и сближается со своим мужем, поселяется в его доме. Но однажды она встретилась на улице с неким певцом Метровичем, который считал её своей законной женой, по неразумию сбежавшей от него. Они уезжают и появляются в Киеве, а затем - в Одессе. В 1864 году Блаватская и Метрович направляются в Каир, где Метрович получил работу в опере. Но на пути в Каир корабль претерпел крушение, и Метрович, спасая Блаватскую, погибает. Избавившись от второго мужа, в 1872 году Блаватская снова оказалась в Одессе и пыталась предложить 103-му отделению тайной полиции свои услуги в качестве шпиона. Для этого она обладала, по её мнению, всеми необходимыми данными, знала, практически, все европейские языки, немного понимала по-турецки, часто перемещалась по Европе, завела много знакомств, но в этом ей было отказано. Тогда же она призналась, что во время сеансов спиритизма три четверти времени духи отвечали её голосом. (Блаватскую часто уличали в обмане.)

В 1873-ем году она переезжает в США. Объясняет этот шаг приказом некоего тайного учителя; Существуют три версии статуса этих тайных учителей. Согласно апологетической версии, этим учителями были махатмы из тибетского "белого братства". По второй версии, учителями выступают члены некоего реально существующего, но тайного оккультно-политического общества. Общеизвестен факт, что теософское общество образовали - масоны. Впоследствии, как правило, все члены общества (особенно из руководящего состава) были масонами высшего посвящения, в том числе и Блаватская. По третьей версии, тайные учителя - это плод её больного воображения и обычное шарлатанство. Уехав в Америку, она в 1874-ом году познакомилась с Олкоттом и поддержала его идею создания общества, которое бы занималось сравнительным анализом спиритизма и древней магии. Подыскивая название новой организации, они остановились на теософии, слове, обозначающем божественную мудрость или познание Бога. 17 ноября 1875-го года Олкотт официально известил о создании Теософского общества, в котором он был избран президентом, а Блаватская - секретарём. Устав общества состоит из трёх пунктов:

1. Создать ядро всемирного братства человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты и цвета кожи, то есть - создать новое мировое общество, единое мировое государство - это и есть грядущая новая эра.

2. Содействовать изучению сравнительной религии, философии, науки. Конкретно, изучать оккультную религию, оккультную философию и оккультную науку.

3. Исследовать необъяснимые законы природы и силы, сокрытые в человеке. Конкретно, исследовать законы природы и человека на уровне практической магии и оккультизма.

Этот устав по духу совпадает с основными масонскими принципами и проливает свет на загадочную личность тайного учителя, не оставляя сомнений, что он принадлежал к реально существующему тайному обществу.

После образования теософского общества Блаватская приступила к образованию системы теософского учения или тайной доктрины. Этой теме она посвящает свой первый труд "Разоблачённая Исида", вышедший в 1877 году. Книга была встречена резкой критикой, её обвиняли в плагиате и приводили более 2000 примеров, доказывавших, что они слово в слово, были переписаны из сочинений, имевших отношение к каббалистическим, герметическим, масонским, особенно розенкрейцерским обществам. Не взирая на неприятие книги учёным миром, весь тираж быстро разошёлся. В 1878 году кто-то попытался усомниться в принадлежности Блаватской к масонству, и она через американскую газету защищала свою принадлежность к вольным каменщикам, опубликовав в ней копию своего масонского диплома, где от имени масонского общества Англии и Уэльса сообщалось, что она является мастерицей ложи.

После публикации "Разоблачённой Исиды" на рубеже 1878/79 годов Блаватская с Олкоттом переезжают в Индию и поселяются в Бомбее. С этим шагом был связан пересмотр Блаватской её отношения к Египту в пользу Индии. Блаватская обратилась от египетских тайн к индийским тайнам и место Исиды заняли махатмы тибетского братства. В Индии они развернули большую пропагандистскую кампанию, имевшую большой успех, они открыли около 30000 теософских кружков. С 1879 года они начали издавать журнал "Теософист", который выходит по сей день. В 1882 году в Адьяре, пригороде Мадраса, была закуплена земля и устроена штаб-квартира теософского общества (существует и по сей день). В Индии у Блаватской созрела теософская система, которая затем воплотилась в её труде "Тайная доктрина". В основании своего учения Блаватская ставит элементы буддистской и индуистской философии и совмещает их с идеями герметической, гностической и каббалистической систем. В это же время английское общество психических исследований направляет к ней молодого учёного исследовать её удивительный феномен, но он лишь подтвердил её шарлатанство, указав, что письма махатм, которые она всем показывала - это подлог. Ему удалось установить, что эти послания писались самой Блаватской и её сообщниками. Разразился скандал, но он не сломил духа Елены Петровны. Блаватская для подтверждения своей связи с Махатмами, время от времени демонстрировала письма, которые якобы ей посылают архаты из Тибета. (С приездом молодого учёного приближённые к ней люди показали ему ларчик с потаённым дном, где хранились подложные письма, которые кто-то получал на её имя.) В 1888 году Блаватская опубликовала в 2 томах "Тайную доктрину", которая принесла успех и самой Блаватской и теософии.

Теософия дала импульс к образованию новых эзотерических орденов, сеть которых окутала Европу и Америку. В это же время Блаватская в рамках теософского общества создаёт эзотерическую секцию, куда вошли самые преданные и продвинутые в оккультизме теософы. Позже эта секция стала элитным подразделением теософского общества, участники которой стали занимать руководящие посты в теософском движении. Благодаря усилиям Блаватской и Олкотта, в Европу и Америку хлынул встречный поток проповедников индуизма и буддизма, что повлекло образование множества теософских обществ. К концу жизни работоспособность Блаватской не ослабевает. Она учреждает журнал "Люцифер" и работает над третьим томом "Тайной доктрины". По её замыслу, третий том должен был кардинально отличаться от предыдущих двух томов, но 8 мая 1891 года, сидя в своём рабочем кресле за столом Блаватская скончалась. С её смертью деятельность общества не ослабла. Президентом общества остался Олкотт, а место секретаря заняла Анни Безант.

Безант в 20 лет вышла замуж за англиканского священника. Через 6 лет семейных неурядиц она оставила мужа и двоих детей и отдалась общественно-политической работе. В 1889 году она вступила в теософское общество. (Она была первой феминисткой в Англии, которая выступала за внедрение противозачаточных средств). В 1907 году умер Олкотт и на место президента была избрана Анна Безант. Её помощником в деле распространения теософских идей стал англиканский пастор Чарльз Ледбитр. Он верил в реальное существование махатм и утверждал, что они с Безант уже прошли свою ступень архатов, то есть ступень махатм. Ледбитр заметил в одном индийском мальчике необычайные способности, был уверен, что они позволят ему стать великим учителем, то есть очередным архатом или махатмом. Свои идеи он изложил Безант и убедил её поверить в мессианскую роль мальчика. Согласно Ледбитру, мудрость Кришнамурти (мальчика) управляла бы человечеством, на его эволюционном пути к новой. коренной расе, описание которой содержится. в теософском учении. Так возникла идея создать новую церковь в пределах теософского общества. Но идеи. Безант и Ледбитра противоречили провозглашённому принципу - нет религии выше истины. Ибо Безант заявила, что истина появится в конкретном земном человеке, в земном махатме, что неизменно было связано с религиозным почитанием.. Следовательно, религия и истина отождествлялись с конкретным человеком, и религия становилась выше истины. (Блаватская провозгласила, что есть некая умозрительная, абстрактная истина, она - над всем. И вдруг Ледбитр говорит, что должен быть человек - носитель истины).

Из-за идей Безант и Ледбитра в теософском обществе произошёл давно назревший раскол. И в 1913 году отделилась часть теософов во главе с Рудольфом Штейнером, учредившем в этом же году антропософское общество (точнее: антропософское общество основали последователи Штейнера. Он же предвидел, что земное общество людей приведёт к господству одних над другими, люди будут становиться земными Махатмами, когда им необходимо быть небесными, так как махатмы составляют часть небесной иерархии. Каждый человек лишь вступает в контакт с ними, а Безант выдвигала идею земного конкретного махатма - носителя истины. Штейнер не соглашался с той формой, в которой будет осуществляться достижение тайного знания. В его жизни был теософский период, затем у него появились свои взгляды на решение многих мировоззренческих вопросов, позже, будучи руководителем теософской секции, он открыто высказывал своё недовольство Анни Безант. Штейнер учил, что каждый человек должен руководить сам собой, путь к свободе лежит в самом человеке через раскрытие своих возможностей, через постижение неких тайных истин, с помощью определённых методов медитации).

* В теософии нет конкретных требований к человеку: каждый волен поступать как ему хочется, открыты большие возможности для удовлетворения человеческих страстей, нет представления о грехе, там всё позволительно вплоть до противоестественных грехов. К человеку не предъявляется никаких требований и ограничений: всё можно. В христианстве же уверовавший должен идти путём отсечения страстей, самоукорения и самоограничения - тесным и тернистым путём.

B 1933 году в возрасте 85 лет Анни Безант скончалась и по индусскому обычаю была кремирована, через полгода скончалс Ледбитр. С их. смертью завершилась эпоха харизматических лидеров в терсофском обществе. В настоящее время президентом общества является госпожа Ратхи Бернье (данные на 2000 год). На сегодняшний день теософские общества распространены, практически, во всех странах мира. Центр Всемирной Ассоциации теософских обществ находится в Адьяре (Индия), издаёт журнал "Теософист" и предполагаемое число членов теософского общества 150-200 тысяч человек.