ИСТОРИЯ ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ.

Во второй половине 19-го века усилиями масонов создана была ситуация, благоприятствующая распространению теософских идей. Вначале 20-го века в России, по мнению издателя журнала "Спиритуалист" существовало 1672 спиритических кружка. Из этой среды стали выделяться и формироваться кружки с теософским уклоном. Теософское движение в Росси набрало силу и достигло пика популярности на рубеже веков. В 1908 году на базе многочисленных теософских кружков было официально создано "РУССКОЕ ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО". Его устав состоял их трёх пунктов: 1. Принцип братства и человечества есть одна из вечных истин. 2. Принцип братства всех религий. Полная истина может быть найдена только в синтезе всех религий. 3. Принцип сверхчеловека. Исследовать сокровенные тайны всевозможными видами и главным образом - физические и духовные силы, скрытые в человеке.

Самые известные теософские группы находились в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Ростове и Смоленске. Наиболее крупной была Санкт-петербургская, состоящая из 10 кружков и объединявшая более половины всех членов Русского теософского общества. Вторым по численности было смоленское отделение. Центральным печатным органом был "Вестник теософии". Общество имело свою типографию, издавало переводную литературу и сочинения своих членов. В дореволюционный период российские теософы имели контакт с отдельными представителями РПЦ. Среди теософов были даже священники. В частности, на одном из собраний теософского общества в Смоленске принимали участие два архимандрита. Теософы приветствовали революцию, так как, по их мнению, она была провозвестником новой космической эры. Однако, несмотря на поддержку революции, трудности в деятельности общества начались сразу после её победы. В 1918 году было прекращено издание "Вестника теософии" и другой теософской литературы, но деятельность была разрешена. Общество проводило свои съезды, на одном из которых в 1926 году участвовал Николай Рерих. С момента репрессий в 30-ых годах до 1991 года официально деятельность общества была запрещена. Однако, русская теософская традиция продолжалась эмигрировавшими за границу в начале 20-х годов теософами. В 1991 году в Москве состоялась конференция по обновлению деятельности теософского общества. И 14 мая 1991 года в Российской Федерации было официально зарегистрировано «РОССИЙСКОЕ ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО», президентом которого в настоящее время является Дмитрий Николаевич Попов. На сегодняшний день отделения существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Калуге, Самаре и Серпухове. Российские теософы поддерживают контакты с международным центром Рерихов, расположенным в Москве, с музеем Рерихов в Нью-Йорке, обществом Рама Кришны в Санкт-Петербурге. (Теософия и рерихианство - это разные организации с одними идеями. Рерихианцы попытались выделить из теософии чистую составляющую, у них всё чё.тко привязано к гималайским наставникам - белое братство, махатмы и иерархия. У Блаватской были различные периоды в жизненном поиске). Московское отделение теософского общества имеет своё издательство "Сфера". Теософы рассматривают своё общество как одно из звеньев цепи школ тайного знания, которые восходят к пифагорейцам.