ТЕОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

Человек состоит из двух природ: духовной и материальной." Духовная природа имеет три аспекта, а материальная - четыре аспекта. К низшим материальным аспектам природы человека относят следующие элементы:

1. Физическое тело, которое способствует отправлению всех физич-х потребностей человека.

2. Эфирное тело. Является проводником и носителем жизненной силы - прамы.

3. Астральное тело - сфера пребывания страстей и желаний.

Высшая, бессмертная триада состоит из следующих элементов:

1. Ментальное тело - проводник всех мысленных процессов или тело мысли, или низший манос, низший ум.

2. Чистый разум или интуиция, или высший ум.

3. Духовное начало.

4. Божественное начало или человеческое "Я", или атма.

Физическое тело состоит из множества малых жизней: микробов, бактерий и т.д., каждая из которых является одновременно отдельной клеткой и в тоже время представляет собой живое существо. Эти живые существа циркулируют в человеке, влияя на его физическую жизнь. До 35 лет они выполняют созидательные функции, после 35 - разрушительные. В момент смерти из организма удаляется физическая энергия, управляющая этими малыми жизнями, и они, не связанные больше между собой, распадаются, и наступает разложение физического тела. При жизни человека в нём находится двойник физического тела – эфирное тело. Эфир - это некая субстанция, пронизывающая все частицы тела и связывающая их между собой. Эфирное тело в нормальном, здоровом человеке имеет серовато-фиолетовый оттенок, и от него исходят бледно-голубоватые лучи (аура). По состоянию этого сияния - ауры - теософы судят о здоровье человека. Есть соответствующая градация цветов, соответствующих состоянию здоровья.

Эфирное тело является проводником в организм космической энергии "прамы", в которую погружена вся Вселенная. Человек, как губка, впитывает в себя эту жизненную энергию. Наиболее активно воспринимающим энергию органом человека является эфирная часть селезёнки. Третьим началом в человеке является астральное тело. Астральная материя проникает в физическую таким образом, что каждый физический атом со своей эфирной оболочкой отделён от другого атома более тонкой и подвижной астральной материей. Вся эмоциональная жизнь человека протекает в астральном мире. Все чувства, эмоции, страсти имеют свои центры или так называемые чакры в астральном теле человека. Астральные тела в зависимости от степени совершенства бывают трёх видов. Астральное тело духовно неразвитого человека представляет собой массу красно-коричневого и зеленоватого цвета; духовно развитого человека выглядит светлым, отражает мысли человека и повинуется им (третий вид тел не приводится). После смерти, когда человек освобождается от физического и эфирного тел, он остаётся облачённым в своё астральное тело. В этот период в человеке происходят процессы перераспределения астральной материи и образования некоего рода скорлупок, которые начинают распадаться. Этот процесс называется чистилище. Духовный человек проходит чистилище без затруднений, его астральная оболочка разрушается быстро. Астральный труп или скорлупа умершего человека может быть оживотворён с помощью энергии живых людей, что имеет место на сеансах спиритизма. Четвёртое начало - это ментальное тело. Состоит из ментальной материи, неуловимой для физического и астрального зрения. Оно является источником всех мыслей в человеке, которые затем переходят на низшие уровни. Оно способно развиваться путём очищения от плохих мыслей и намерений.

От качества ментального тела зависит и весь спектр посмертной эволюции человека в промежутке между двумя воплощениями. В ментальном теле аккумулируется весь духовный опыт земной жизни человека, который переходит в бессмертную душу, а ментальное тело в свою очередь разрушается, и человек сбрасывает с себя свою последнюю четвёртую оболочку. Бессмертная душа представляет собой монаду, которая состоит из трёх аспектов: из атмы, духовной души и чистого разума или интеллекта, или человеческой души. Существует некая высшая, бессмертная часть человека: она состоит из атмана, духовного начала и маноса высшего, то есть как бы - чистого интеллекта. Эта монада лишена какого бы то ни было страстного начала и способна вступать в контакт со всеми духовными существами (это то, что переселяется из одного тела в другое).