Краткий исторический обзор.

Основателем теософии является РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР (Штейнер). Родился 27 февраля 1861 года на территории, входящей в состав современной Югославии, в семье железнодорожнослужащего. Он получил хорошее образование. В 1879 году поступил в высшую техническую школу и должен был получить образование инженера железной дороги (это сравнимо с работой в авиакосмическом комплексе в наше время). В годы учёбы он начал интересоваться вопросами философии, особенно вопросами теории познания. Большое влияние на него оказала немецкая философия, особенно - сочинения Гётте. В студенческие годы Штейнер начал интересоваться оккультизмом и в 1884-85 годах установил связь с Еленой Блаватской, которая в то время выступала в качестве спиритического медиума. В эти же годы он знакомится с каббалистической книгой "Зогар". Затем становится членом теософского общества и в 1902 году избирается генеральным секретарём Германской секции теософского общества. Специфические, своеобразные взгляды Штейнера привели к разделению в теософском обществе и образованию в 1913 году Антропософского общества. Умер Штейнер в 1925 году в Дорнахе, неподалёку от Базеля, который является центром теософии. За свою жизнь Штейнер прочитал примерно 6000 докладов, написал около 80 книг, хотя список его публикаций обширный.

Сущность антропософского учения вкратце может быть сведена к следующим положениям.

Первоисточником и первопричиной бытия, некой истиной сущностью и основной материального мира, который доступен нашему восприятию, является духовное начало или просто - дух. Дух трактуется антропософами не в качестве личной субстанции, а в качестве комплекса сознательных духовных существ, деятельностью которых обуславливаются все постигаемые нашими чувствами и интеллектом явления физического мира. (Всё, что мы видим, является результатом деятельности духовных существ. Если антропософ видит как растение устремляется ввысь, то он постигает сущность происходящего. Он не видит процесс роста растения, но он видит как с неба спускаются духовные существа, которые ответственны за рост и которые претворяются в этом росте и составляют ствол этого растения. Мы же воспринимаем этот процесс как обычное явление естественного роста, как огрубление духовной природы). Посредством развития в себе способности сверхчувственного познания человек может постичь сущность этого мира духов, проникнуть в его тайны и даже войти в общение с его обитателями. Путём определённой системы упражнений ума, воли и чувств человек в стадии современного земного воплощения может пробудить деятельность заложенных в его природе органов и функций, которые отвечают за сверхчувственное постижение мира, которые отвечают за общение с потусторонним миром.

Прямым, непосредственным родоначальником антропософии является теософия. Наиболее характерной отличительной чертой антропософского учения является его стремление показать, что антропософские истины не противоречат ни одному из установленных естественной наукой факту. (Теософия с наукой не очень дружит.) Антропософия претендует лишь на то, что является новым, вернее, предлагает новый подход в изъяснении этих фактов, даёт новое истолкование сущности регистрируемых наукой явлений. Антропософия не опровергает достижения науки, не опровергает философию, она лишь утверждает, что интеллектом постигнута только часть истины, остальная же, неизмеримо большая часть, может быть постигнута исключительно посредством иного скрытого в человеческой природе познавательного аппарата.

Постижение новых сверхчувственных истин, не противореча научному материалу, приведёт лишь к новому освещению этих фактов, внесёт недостающую для адекватного объяснения явлений физического мира полноту. Сверхчувственный опыт, являясь необходимым дополнением естественной науки, введёт правильную корректировку всех достижений. Таким образом, антропософы предлагают «сделать некий прорыв в науке, они говорят, что могут оплодотворить» ум учёных новыми идеями, что приведёт к небывалому росту научных достижений. Один из исследователей теософии квалифицирует теософию как катализицирование индийской мудрости. Исследователи антропософии перефразировали определение и назвали антропософию протестантизированием индийской мудрости. Теософское учение построено на слепой вере, на подчинении авторитету, исполнено духа строгой дисциплины, оно проповедует всемирное поклонение перед таинственными мудрецами-архатами, Махатмами. - своего рода святыми, руководящими судьбами человечества. Теософия пропитана мессианской верой в появление нового божественного учителя, в воплощение высшей мудрости и духа. (Этим воплощением был найденный Ледбитром Кришнамурти). Антропософия чужда всех этих наслоений. В ней вера замещена убеждением, идеалы субординации - идеалами свободного искания и исследования истины. Антропософы не проповедуют ни преклонения пред управляющими судьбами мира Махатмами, не проповедуют мессионизма, особенно воплощённого в конкретном человеке. Они иногда сами себя называют путём к свободе. (Антропософы говорят, что человек может сам постичь некую мудрость, развив свои способности. Теософы же учат, что явится некий человек, внешний по отношению к теософам, который будет их учить этой мудрости, будет возвещать что есть истина. Прослеживается некая параллель между католицизмом и протестантизмом). В завершение, антропософы учат всему тому, что и теософы, но предлагают свою методологию.

В основании антропософского учения лежит принцип, согласно которому, кроме доступного нашему чувственному восприятию физического мира, существует ещё ярд других миров. Они не являются отвлечёнными построениями, но столь же объективны и столь же реальны, как и кажущийся нам материальный мир, который имеет три измерения. Именно эти, доступные сверхчувственному постижению миры, являются главными, так как обуславливают бытие физического мира. Сверхчувственное постижение различает несколько таких миров, но всех их, не вдаваясь в детальное различие можно свести к двум: к миру души или астральному миру и миру духа. Они являются как бы подоплёкой нашего физического мира, первопричиной нашего мира, а наш материальный мир представляет собой как бы материализацию этих элементов. Материя развилась из духа и есть определённая форма воплощения духа, которая воспринимается нашими чувствами и нашим разумом. Человеческая речь есть лишь грубое, несовершенное орудие для выражения образов и мыслей нашего чувственного восприятия. И поэтому наш язык мало приспособлен для выражения результатов сверхчувственного постижения. Поэтому антропософы, когда говорят о себе, прибегают к описательным примерам. Те вещества, из которых состоят мир души и мир духа, не следует представлять себе в виде какой-то необычайно тонкой материи, доведённой до состояния прозрачности. Эти вещества не только количественно, но и. качественно отличны от материи, но тем не менее представляют собой некую реальность.

Астральный мир состоит из того же вещества, из которого состоят наши желания и страсти. Духовный мир состоит из того же вещества, что и мысли человека. Все предметы астрального и духовного миров, не обладая пространственной протяженностью, имеют свои особенности, имеют своё измерение. Они населены соответствующими существами, которые являются составными элементами этих миров. Поэтому астральный и духовный миры представляют собой некий конгломерат, собрание неких элементов. Все эти существа одарены сознанием и, по учению антропософии, в мире вообще нет чего-либо, что не обладало бы сознанием. Существа населяющие астральный и духовный миры непосредственно воздействуют на наш мир, руководят им, создают его, представляют собой истинную движущую силу всех физических явлений. Иными словами, они управляют движением светил, ходом химических процессов, являются первопричиной всех процессов органического роста, их деятельность лежит в основе электрической энергии, термических и световых явлений и цепной реакции деления атомного ядра - всё это деятельность духов.

* Человек обладает развитым сознанием, а эти существа имеют сознание на подобии того, которое появилось у существ четвёртого поколения по теософскому представлению о развитии рас. Так и эти существа имеют лишь зародыш сознания, но еще не понимают, что это цепная реакция.

Для сверхчувственного восприятия весь наш материальный мир представляется как бы обманчивой видимостью, миражем, маской, за которой скрывается подлинная потусторонняя видимость. То, что мы воспринимаем как силу, как вещество, как качество, всё это превращается для сверхчувственного восприятия в деятельность духовных существ. Все наши попытки постичь истинную сущность физических явлений - это лишь построение ума, которое не находит себе подтверждения в реальной действительности, это субъективные попытки объяснить неподдающуюся чувственному реальную суть вещей и явлений. Хотя эти существа заполняют собой весь космос, но определённые категории этих существ всё же локализованы в том или другом пространстве.

* Антропософы говорят, что поскольку весь мир и человек находятся в постоянном движении и развитии, то можно провести некие параллели между возрастом человека и развитием его качеств, например: когда появляется у человека физическое тело, когда эфирное, когда астральное, когда ментальное тело. Ha этом строится вальдорфская педагогика: бесполезно учить детей с 7-ми летнего возраста математике, потому что в 7 лет у человека только рождается эфирное тело, а в 14 лет - астральное тело, которое отвечает за чувственную деятельность, за страстную деятельность человеческой души, а только на последнем этапе в 14,15,16 лет развивается ментальное тело и только тогда человек начинает учить математику. И уже под такого человека строится учебная программа.

* О каких-то особенных результатах трудно говорить, но у них очень высокий средний уровень, потому что образование у них построено на индивидуальном принципе. Если у человека есть определённые склонности, значит такова направленность его духовной природы и её надо развивать.

* Сейчас антропософы перешли в государственную систему образования, но преподаватели остались антропософами. Они не учат детей антропософии открыто, что самое страшное, но создают такую атмосферу, которая естественно подводит человека к принятию антропософии. Для такого ребёнка растение - это уже не растение, а духовные существа.

* Эту методику Штейнер разработал в 20-е годы и начал её применять в рабочих посёлках в Германии.