АНТРОПОСОФСКАЯ КОСМОЛОГИЯ.

По антропософскому учению, наш земной шар, как и вся материя, представляет собой результат материализации духа. Но прежде, чем земля дошла до современной стадии, земной шар трижды проделал процесс материализации, то есть имел три фазы телесного воплощения. В результате наша земля в нынешнем планетарном воплощении является четвёртой стадией космической эволюции.

Первое планетарное воплощение антропософы именуют сатурнической стадией или просто - Сатурном..Второе воплощение - солнечной стадией или просто - Солнцем.. Третье воплощение - лунной стадией или просто - Луной. Этих названий стадий не следует отождествлять с небесными светилами, имеющими те же астрономические названия, это не значит, что земля была Луной или Сатурном.

В первой сатурнической стадии Земля представляла собой невысокую степень материализации, находилась, почти, в духовном состоянии, она не имела ничего плотного, ничего газообразного. Состояла первоначально из воли, тепла, света и звука. Земля была окружена атмосферой, состоявшей из духовных существ, из духов воли, мудрости, формы и прочих духов. На поверхности же не существовало ещё земных органических форм, тем не менее зачатки будущего человека были налицо. Земля представляла собой в известной степени собрание так называемых тепловых существ, являющихся изначальной формой современного человека. Эти существа не обладали самостоятельной жизнью. В конце сатурнического периода земля прошла окончательный процесс разжижения, окончательно рассеялась и возвратилась в чисто духовное состояние.

В солнечной стадии Земля была более материальной. Она состояла из газообразного вещества, на ней появились зародыши человеческих существ, которые теперь переходят на другой уровень, принимают определённую форму, обладают определённой степенью сознательности, сравнимой с сознательностью современного человека в состоянии сна. Затем Земля вступает в Лунную стадию бытия, сгущая на этот раз степени жидкого вещества. На земной поверхности появляются живые существа, промежуточные между растениями и животными. Человеческие существа обладают уже сознанием, приближённым к состоянию не глубокого сна, а сновидения, обладают желанием. В человеке происходит процесс дыхания. В конце лунной стадии у человека проявляются проблески индивидуального сознания своего "Я".

В четвертом, нынешнем, периоде Земля проходит три периода, то есть фаза Земли состоит из трёх под-периодов: до-атлантического, атлантического, после - атлантического. В самом начале до-атлантического периода Земля состоит исключительно из души и духа, и в конце этого периода возникает земная твердь, то есть процесс начался с духа и завершился образованием тверди. Перед моментом образования на земле жидкой субстанции от Земли отделилось небесное тело, из которого в дальнейшем образовалось нынешнее астрономическое Солнце. Это отделение солнца от Земли происходит вследствие того, что населявшие Землю духовные существа оказались не в состоянии приспособиться к жизни в условиях материи, которая сгущалась до состояния жидкости. Поэтому утончённые духи отбирают для их дальнейшего существования элементы земной материи и отделяются вместе с ними в мировое пространство, создавая из себя новую форму бытия. В конце периода образования твёрдой материи отделяется самостоятельное твёрдое тело - нынешняя Луна. С появлением Луны на Земле начинается разделение человеческого рода на мужской и женский пол. Человеческое тело достигает наибольшего уплотнения, то есть человек продолжает эволюционировать и его тело достигает наибольшего уплотнения в той области, где ныне находится голова, остальные же части ещё долго пребывают в аморфном состоянии.

Конец 19-го начало 20-го века - период торжества рационализма, естественной науки и век открытий естественнонаучных и географических, открываются новые физические и химические законы. К этому времени человечество находится в плену гуманистических ценностей. Эта эйфория продолжалась до 80-ых годов 20-го века, сейчас наметился перелом от интереса к естественным наукам в пользу гуманитарных наук. Поэтому на западе намечается дефицит естественно научных специальностей. Молодёжь идёт по пути приобретения гуманитарного образования, так как наука не даёт пищи для души, человек начал мыслить механически и мир представлять как некую жёсткую систему. Штейнер и прочие предчувствовали к чему это приведёт. Поэтому он и начинает заниматься развитием интуитивных качеств человеческой души (у антропософов есть настоящая тренинговая система, инструкция для развития этих качеств). Штейнер был масоном. Антропософы издают огромное количество литературы.

Из русских антропософов можно выделить Андрея Белого, Волошина, Скрябин (композитор), Михаил Чехов (театрал). В советское время, благодаря дочери Скрябина, антропософское общество как-то жило, хотя его деятельность была запрещена.

По мере уплотнения человеческих тел начинается дифференциация человеческих форм., индивидуализация человеческих обликов, и на этой почве впоследствии человечество поделилось на расы. Постепенно происходит разрыв тесной связи между чисто духовным миром и прародителями из человеческого рода. Физическое тело получает самостоятельное бытие, развивается процесс кровообращения, появляются зачатки нервной системы, сознание своего "Я", как самостоятельного психического центра. В эту пору человек ещё находился под влиянием высших духовных существ и обладал некоторыми утраченными способностями, например: даром предвидения, воздействия на явления внешней природы и д.р.способностями. То есть идёт процесс инволюции - от совершенного к простому, и в нём возникает как бы встречное эволюционное движение - от бессознательной материи к обретению сознания. По мере постепенного приобретения человеком телесного облика, он становится неприемлемым для вмещения в самом себе некоторых душ. Эти особо утончённые категории душ не находят больше возможности пребывать в чрезмерно уплотняющемся человеческом теле и начинают переселяться на другие планеты солнечной системы: первоначально - на Юпитер, затем на Марс и, наконец, на Сатурн. В процессе эволюционного затвердения земного шара создавалось всё большее количества органических тел, для одухотворения которых не. хватило человеческих душ. Из этих тел возникли прародители нынешних животных и даже растений, из остального сгущающегося вещества создался минеральный мир. Кроме людей, в до-атлантическую эпоху на земле жили другие приближающиеся к человеческому типу существа полудуховного характера. Существа, которые не смогли переселиться на Солнце, существа ненормального развития, поскольку они обладают природой людей в её лунной стадии, антропософы называют люциферическими духами и предписывают им огромную роль в истории человечества в эпоху, следовавшую непосредственно за отделением Луны от Земли. Люциферические духи являются противниками тех духов, которые переселились на отделившуюся от Земли Луну и оттуда благотворно руководили развитием человечества. Обладая способностью непосредственного воздействия на астральное тело человека и желая перебороть влияние благих духов Луны, люциферические духи произвели в человеке ряд серьёзных изменений. Они изменили характер мышления, сделав человека господином рацио, ума, познания. Отделили его из-под влияния лунных, хороших духов, даровали человеку свободу воли, разбудили в нём желания и страсти и лишили дара предвидения будущего. Вследствие этой роковой деятельности люциферических духов, человек стал подвержен болезням и смерти, а так же стал подвластен действию некоторых злых земных сил, которые именуются "аримановскими силами", под влиянием которых родилось у человека чувство страха. Внешним результатом деятельности люциферических духов является то обстоятельство, что люди, доселе витавшие в воздухе над Землёй, вынуждены были опуститься на землю и стали жить на земной поверхности.

* С антропософами сложно общаться, потому что они себя считают людьми, постигшими глубинную мудрость и сущность всего происходящего, и очень этим гордятся. Но они не агрессивны.

До-атлантический период закончился огненной катастрофой, во время которой была уничтожена значительная часть населения Земли. Человечество распалось на отдельные расы и на отдельные психические типы. С этой катастрофы начинается АТЛАНТИЧЕСКИЙ период в развитии Земли.

Наиболее совершенными были люди солнечного психического типа. Они обладали способностью непосредственного восприятия того высшего духовного существа, которое являлось господином Солнца и впоследствии называлось самыми различными именами, в частности, это существо в религиозном мышлении современного человечества воспринимается, по мнению антропософов, как космический Христос. Роль духовных вождей атлантического человечества играли так называемые посвящённые, то есть избранники людского рода, которые были свободны от всяких страстей, от земных желаний и обладавшие высшей мудростью, находившиеся в непосредственной связи с миром духов и способные постигать намерения этих духов. Эти посвящённые создали особые центры, очаги тайных знаний, нечто среднее между храмом и Академией. Теософы называют эти сборища оракулами. Так возникли Солнечный или Христов оракул, Юпитерский оракул, Сатурнический и Марсовый. То есть на Земле образовались ложи просвещённых, которые были в контакте с соответствующими духовными существами. Атлантическая эпоха завершилась катастрофой, вызванной людьми извращённого типа, недостаточно подготовленными для надлежащего восприятия дошедших до их сведения тайных знаний посвящённых. Спасшиеся люди стояли на различных ступенях умственного развития. Во главе их стояли руководившие ими посвящённые разных толков, которые учредили в разных местах Земли оракулы и культы проповедуемых ими богов. Особое значение приобрёл сохранившийся в неприкосновенности оракул Христа. Приверженцы его были людьми с наиболее ярко выраженными способностями восточного мышления, с наиболее развитым мозгом, наименьшим запасом непосредственного опыта общения с сверхчувственным духовным миром. Вождь посвящённых Христова оракула, желая уберечь своих учеников от общения с другими, более отсталыми в интеллектуальном развитии, отправился с небольшой группой особо тайных приверженцев в глубь Азии. Там он отобрал 7 наиболее подходящих учеников и из них создал точное воспроизведение лучших представителей 7 культов атлантического периода земной истории (модели солнечного, сатурнического и других оракулов). Семь мудрецов, семь посвящённых стали руководителями той части после-атлантического человечества, которая поселилась в так называемой древней Индии.

После-атлантический период истории человечества распадается у штейнерианцев на пять культурных эпох. 1. Эпоха индийской культуры. 2. Эпоха древнеперсидской культуры. 3. Эпоха халдейско-вавилонско-египтской культуры. 4. Эпоха греко-латинской культуры. 5. Эпоха западноевропейской культуры.

По мнению Штейнера, во время третьей культуры появился библейский Моисей, который обладал даром непосредственного общения с тем высшим духовным существом, которое формировало и руководило сознанием земного человечества. Под влиянием культа египетских мистерий (они считают, что Моисей был посвящён в египетские мистерии) у Моисея развилось предчувствие неизбежности появления на Земле высшего духовного солнечного существа. Впоследствии, оно воплотилось в земной истории в образе Христа. С этого момента все эзотерические познания должны принимать новые формы. До земного воплощения солнечного существа духовные руководители ставили перед собой цель привести человека в такое душевное состояние, при котором он стал бы способен узреть царство солнечного духа вне формы земного бытия. Но после воплощения этого солнечного духа им предстояло научить людей постижению этого духа в земном образе Христа. (В процессе инволюции, когда шло уплотнение духов, этот высший дух не претерпел изменения, поэтому обладает большим знанием, большей мудростью, а земля пошла по своему пути, поэтому на ней часто случаются катастрофы. Люди только в контакте с ним могут познавать правду).

* Когда антропософы говорят об инволюции, то понимают развитие человеческого сознания.

* Солнечный дух возглавляет иерархию солнечных духов. * До воплощения Солнечного духа люди готовились к его принятию, а после - к восприятию его в земном облике.

Антропософская характеристика особенностей 4-ой греко-латинской культуры не содержит в себе никаких специфических откровений. По мнению антропософов, начало 5-ой современной культурной эпохи относится к XV-му веку по Р.Х., но подготовка к ней начиналась с V-VI веков по Р.Х. в этот период произошло раздвоение психики человечества. С одной стороны, это привело к расцвету современной техники, науки, источником чего является головной мозг, как аппарат постижения чувственного мира; но с другой стороны, это стало результатом развития христианской мистики.

Ныне начинает загораться заря 6-ой после-атлантической культурной эпохи, которой суждено найти путь к дальнейшему развитию человека и создать гармонический синтез рациональной стороны человека и мистической, то есть соединить два противоположные духовные течения в человечестве, начавшиеся в 5-ую эпоху. Руководительницей на этом пути является теософия. Дальше наступит 7-ая после-атлантическая эпоха (без названия), которая явится некоторым образом возвращением к сущности первой древнеиндийской эпохи, хотя они похожи только во внешних формах. Человечество дойдёт до такого совершенства, что существа, отделившиеся в до-атлантическую эпоху от земли и переселившиеся в другие небесные тела смогут снова возвращаться на Землю. Произойдёт возвращение Луны на Землю и слияние двух планет. В связи с изменением земного шара изменится физическая структура человека, люди примут иные внешние формы, у них разовьются иные органы. Затем произойдёт присоединение Солнца к Земному шару. Всё это завершится переходом земли в чисто духовное состояние, а затем начнётся новый цикл планетарных воплощений земли.

*Многие пункты не выдерживают никакого критического рассмотрения, тем не менее антропософы утверждают, что именно они смогут соединить мистическое познание с рационалистическим.

Согласно антропософскому учению, человек состоит из нескольких частей, более того, как бы из нескольких самостоятельных сущностей и может быть разложен на четыре составные части (более подробно антропософы говорят о семи составных частях человека). Обычному нашему рассудку дано постигнуть только физическое тело, то, что преподносится нашему зрению. Это тело состоит из химических веществ, из минерального начала. Пока человек жив, то какое-то недоступное человеческому постижению начало поддерживает органическое единство человека, но с момента смерти начинается несдерживаемый распад и гниение человеческого тела. Эта жизненная основа, это таинственное нечто, поддерживающее бытие человеческого тела называется антропософами эфирным телом, то есть в физическом теле существует эфирное тело, которое обеспечивает единство человеческого тела и его органическую и минеральную часть. Эфирное тело обладает способностью господствовать над физическим телом, оно имеется у всех живых существ даже у растений. Третью часть человеческой природы составляет астральное тело, которое поддаётся только сверхчувственному восприятию, имеется у человека и у всех животных. Астральное тело ответственно за человеческие чувства и желания. Четвёртой частью человеческой природы является духовная часть или человеческое "Я". Оно встречается только у человека, только "Я" создаёт у человека сознание его индивидуальности, его обособленности. По мнению Штейнера, можно сказать, что эфирному телу присуща жизнь, астральному телу - сознание, а духовному "Я" - воспоминание, это то, что делает человека человеком, обеспечивает его цельность, но слова "личность" они не употребляют. Так же, как и теософы, антропософы говорят, что эти тела можно наблюдать и различать по особому цвету. Эти тела обладают своей аурой, своим цветом. Связь астрального тела с эфирным осуществляется до той поры, пока последнее сохраняет свою форму, которую оно имело во время пребывания в физическом теле, т.е. после смерти человек остаётся без физического тела, но в нём существует астральное, физическое тело и человеческое "Я". Но после отделения от физического тела через какой-то промежуток времени наступает отделение эфирного тела от астрального тела. Затем (после физической) наступает полное отделение астрального тела от эфирного тела. Разорвав связь с эфирным телом, сбросив с себя эту земную оболочку, человеческое "Я" в течение некоторого времени готовится к переходу к чисто духовному бытию. Этот период перехода называется периодом очищения. Этот период обусловлен тем, что в астральном теле должна произойти некая перестройка, оно должно освободиться от следов земных страстей. Чем меньше у человека к моменту смерти земных интересов, тем короче период его очищения. Таким образом, для сверхчувственного познания существует как бы три рода трупов человека: труп физического тела, эфирного тела, астрального тела, наполняющие Вселенную трупы астральных и эфирных тел так же видны сверхчувственному созерцанию, как чувственным взором на земле видны физические трупы. По окончании периода очищения, когда "Я" очищается от всех этих тел, человеческое "Я" начинает процесс самоусовершенствования путём перехода в более высокие области духовного мира.

У антропософов существует ещё градация ступеней в духовном мире. После некоторого промежутка времени, во время которого человеческое "Я" пребывает в состоянии чистой духовности, вокруг "Я" начинает образовываться новое астральное тело. Новое астральное тело начинает ощущать необходимость в облачении в оболочку эфирного и астрального тела. Оно начинает тяготеть к опыту, к ощущениям, к постижению, которые могут быть получены путём чувственного восприятия. И тут на помощь приходят высшие существа, обитающие в духовном мире. Они руководят процессом возвращения человеческого "Я" к формам земной жизни, направляя астральное тело к такой паре земных людей, которые могут дать ему наиболее соответствующую оболочку из эфирного и физического тел, и могут, таким образом, осуществить новое физическое рождение данного "Я", новое его земное воплощение.

Промежуток времени, проходящий между физической смертью и последующим новым земным воплощением составляет около 2100 лет. К моменту нового воплощения человеческое "Я" должно застать землю настолько в изменившемся виде, чтобы оно могло вынести из условий своего земного бытия совершено иной опыт. Но антропософы считают, что условия земной жизни радикально меняются через 2100 лет - это 1/20 того времени, в течение которого Солнце описывает круг около точки весеннего солнцестояния. Принимая во внимание тот факт, что земные переживания человека существенно разнятся в зависимости от того, какую оболочку мужского или женского тела принимает "Я", то на протяжении промежутка в 2100 лет "Я" воплощается дважды: раз - в образе мужчины, второй - в образе женщины. Каждая прежняя земная жизнь тесно связана с последующим земным воплощением и находится в зависимости от предыдущих земных воплощений. Между земными воплощениями существует нечто вроде причинной обусловленности. Эта взаимная связь воплощений, эта судьба, закон, руководящий циклом земных воплощений именуется индийским термином КАРМА. Опыт прежней жизни налагает следы на человеческое "Я" и человек как бы подсознательно хранит в себе эту информацию. Сохранившийся в человеческом "Я" след обиды побуждает "Я" в следующем воплощении загладить свою вину. (В этом много общего с теософским учением).

Цикл земных воплощений не бесконечен. На определённой стадии, когда "Я" достигло максимально доступного совершенства, развило в себе все возможности, которые могут быть приобретены посредством материального бытия, "Я" окончательно переходит в чисто духовные формы бытия и на Землю больше никогда не возвращается. Но только на пути человеческих переживаний человеческое "Я" может достигнуть совершенства, только земной опыт может обусловить всестороннее развитие человеческого "Я". Эта "убыль" человеческих "Я" из земного оборота пополняется духовными существами, обитающими в различных небесных мирах. У лиц, обладающих способностью сверхчувственного постижения, сохраняется память о земной своей жизни в прежних воплощениях, но эти воспоминания выливаются в формы образов и картин, не имеющих ничего общего с материальными чертами конкретных, известных нашему рассудку представлений. То есть те картины, которые хранит в себе человек не могут быть выражены в нашем земном опыте.