Акура – Мазда – А-М

Планетарные духи

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Введение в Сектоведение. 1

1. Сектоведение как дисциплина. 7

2. Определение секты. Введение. 7

2.1. Историко-филологическое определение понятия секта. 9

2.2. Конфессиональные определения понятия секта. 11

2.2.1 Католическое определение термина секта. 11

2.2.2 Протестантское определение понятия секта. Евангелическая терминология. 11

2.2.3. Баптистская терминология. 14

2.3. Определение секты в социологии религии и религиоведении. 16

2.4. Понятие секта в антикультовом движении. 19

2.5. Определение понятия секта в русском богословии. 21

2.7. Святоотеческий подход к сектантству. 26

2.8 Классификация сект. 31

2.8.1. Классификация сект в религиоведении. 31

2.8.2 Классификация сект в протестантской литературе. 32

2.8.3. Классификация сект в русском Сектоведении. 33

2.8.4 Классификация ересей в святоотеческой литературе. 33

2.6. Современные тенденции в русском Сектоведении. Тоталитарная секта и деструктивный культ. 35

Причины появления тоталитарной теории в русском Сектоведении. 35

Определение тоталитарной секты или деструктивного культа и их критерии. 36

Признаки и характерные черты тоталитарных сект и их анализ. 38

Гуруизм.. 38

Эзотерический разрыв. 42

Организационная структура. 42

Методы обращения и удержания адептов в новых сектах. 43

Конфессиональная анонимность. 44

“Бомбардировка любовью”, гипноз, “изменения сознания” - как методы обращения и удержания в секте. 44

Синкретизм и эклектизм сектантских доктрин. 46

Приспособленность сект к массовой культуре, сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных государств. 46

“Неевангельская религиозность”, совместимость той или иной религиозной организации с культурной традицией страны” пребывания и их разбор. 47

Сопоставление тоталитарной теории и святоотеческого подхода к ересям.. 48

Отношение к теории “промывки мозгов” у западных христиан. 50

XX век - как время возникновения тоталитарных сект. Несостоятельность этого мнения. 51

Деструктивный характер деятельности сект. 52

Выводы.. 52

БАПТИЗМ. 55

Введение. 55

Анабаптистское движение в континентальной Европе. 55

Анабаптистское движение в Швейцарии. Цвингли - идеолог цюрихского анабаптизма на раннем этапе его развития. 56

Вероучительные воззрения Цвингли. 56

Сотериология Цвингли. 57

Таинства. 58

Церковь. 59

Церковно-государственные отношения. 59

Цвингли и поздний цюрихский анабаптизм. 59

Анабаптизм в Германии. 61

Меннонитство. 63

История меннонитсткой братской общины. 64

Предыстория возникновения баптизма в Англии. 66

Пуританское движение в Англии. 67

Происхождение “общих” баптистов. 68

Происхождение “частных” или партикулярных баптистов. 69

Баптистская историография о происхождении баптизма. 70

Критический разбор библейских доказательств баптистов о Писании как единственном источнике вероучения. 71

Сотериология. Происхождение баптистской сотериологии. 75

Антропология. 76

Учение баптистов о грехопадении. 76

Последствия греха для человеческого рода. 77

Искупление. 77

Искупительное значение Воскресения Христова. 79

Представление баптистов о процессе личного спасении. 79

Баптистское учение об оправдании. 80

Учение баптистов о спасающей вере. 80

Учение баптистов о значение добрых дел и синергии в спасении человека. 81

Учение баптистов о значении добрых дел и синергии в спасении человека. 81

Разбор учения баптистов о значении добрых дел. 82

Разбор библейских доказательств баптистов в пользу их учения о спасении верой и оправдании через нее. 82

Учение баптистов о возможности потери спасения. 83

Разбор библейских доказательств баптистов в пользу их учения об уверенности в спасении и неподсудности христиан. 84

Представление баптистов о Церкви. Историко-богословское обоснование баптистами своей доктрины о Церкви. 84

Учение о Церкви. 86

Учение об обрядах. 86

АДВЕНТИЗМ.. 86

История возникновения и распространения адвентизма. 86

Распространение АСД. 88

Организационная структура АСД. 90

Эсхатология. 91

Отступление в Церкви в апостольский период. 91

Учение адвентистов об антихристе. Апокалиптический образ папства. 91

Учение адвентистов об остатке. 92

Признаки близкого конца мира и появления в мире остатка. 92

Разбор отдельных положений адвентистской эсхатологии. 95

Заблуждения адвентистов в учении о папстве и антихристе. 95

Ошибка адвентистов в определении продолжительности периода осквернения святилища. 95

Противоречия в учении о 2300-летнем периоде прекращения жертвоприношений. 95

Заблуждение адвентистов при отождествлении пророчеств из 7 и 8 глав книги Даниила с реальными историческими событиями. 96

Критический разбор адвентистского представления о Первосвященническом служении Христа. 96

Критический разбор учения адвентистов о знамениях и дате Второго Пришествия. 97

Разбор учения адвентистов о Втором Пришествии, двух воскресениях, первой и второй смерти и судах. 99

ИЕГОВИЗМ. 100

Общество Сторожевой Башни. 100

Организационная структура секты "Свидетелей Иеговы". 102

Филиалы общества "Свидетелей Иеговы". 103

Первичная структура - "собрание". 103

"Инструкции" Бруклинской Корпорации для членов собраний секты об отношении с не иеговистами. 104

Печатные издания секты. 104

Сектоведение I курс МДА.. 105

Международная Церковь Христа или Бостонское движение (МЦХ). 105

« БД» в России. 108

Учение МЦХ. 108

Источник Богопознания МЦХ. 108

Учение МЦХ о спасении. 109

Представление о Церкви. 109

Доктрина наставничества. 110

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (МОРМОНЫ). 111

Мормоны в России. 114

Вероучение мормонов. 115

Источники откровения. 115

Представления мормонов о Боге. 116

Учение мормонов о Боге Отце. 116

Представления мормонов о Христе. 117

Представления мормонов о Святом Духе. 117

Учение мормонов о человеке. 118

Представление мормонов о спасении. 118

Учение мормонов о грехопадении. 119

Представление мормонов о Церкви. 121

Представление мормонов о священстве. 121

Учение мормонов о содержании веры. 122

Представление мормонов о покаянии. 122

Представление мормонов о крещении. 122

Представление мормонов о Причастии. 122

Представление мормонов о браке. 122

Представление мормонов о добродетельной жизни. 123

Учение мормонов о духовном мире. 123

Эсхатология мормонов. 123

Ассоциация Святаго Духа за объединение мирового христианства или Церковь объединения, или секта МУННИТОВ. 124

Историко-религиозные предпосылки возникновения мунизма. 124

Обзор религиозной ситуации в Корее. 124

Мунизм в России. 127

Представления мунитов об источниках Откровения. 128

Представления о Боге. 128

Представления о происхождении мира. 129

Антропология мунизма. 129

Представления о грехопадении. 130

Сотериология мунизма. 131

Учение о личности Христа. 133

Эсхатология мунитов. 133

Религиозная практика. 134

Культурологический аспект мунизма. 135

Принцип устройства ЦО. 135

Влияние мунитов в обществе. 136

Жизнь мунитов до блессинга. 136

Молитвенная практика в мунизме. 137

Практика общения мунитов с духовным миром. 138

Организация жизни мунитов, проводящих время в мунитском центре или общежитии. 138

ЦЕРКОВЬ САЙЕНТОЛОГИИ. 139

Космология сайентологов. 139

Антропология. 139

Представление сайентологов об освобождении или спасении. 141

Одитинг. 142

Сайентологический процессинг. 143

Сайентологическая этика. 145

Деструктивные последствия сайентологии. 146

История возникновения сайентологии. 146

ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (ОСК). 147

Обзор Индуизма и философских систем Индии. 148

Источники вероучения ведийской религии. 150

Течения внутри Веданты. 150

История возникновения "Международного Общества Сознания Кришны" (МОСК). 155

Распространение кришнаизма в США и Западной Европе. 155

Причины распространения кришнаитских идей. 155

Проблемы, возникшие у кришнаитов на первом этапе становления их организации. 156

Структурная организация ОСК. 157

Кришнаизм в России. 157

Доктрина кришнаитов. 157

Источники вероучения и представления об Откровении. 157

Представления кришнаитов о бытии. 158

Представления кришнаитов о Боге. 158

Энергии Кришны. 159

Внутренняя энергия. 159

Пограничная энергия. 159

Представления кришнаитов о составе человека. 160

Представления кришнаитов о карме. 160

Представления кришнаитов о реинкарнации или переселении душ. 161

Логические противоречия доктрины перевоплощения. 161

Учение о переселении душ и ведическая традиция. 162

Христианство и доктрина реинкарнации. 162

Отношение кришнаитов ко Христу. 163

Представления кришнаитов о внешней энергии. 164

Представления кришнаитов о пути спасения. 164

Жизнь кришнаитов. 165

ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО. 165

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. 165

ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ – ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА. 167

ИСТОРИЯ ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ. 170

КОСМОГЕНЕЗ ТЕОСОФОВ. 171

КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ. 171

АНТРОПОГЕНЕЗ - УЧЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. 172

ТЕОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. 174

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕОСОФОВ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КАРМЕ. 175

АНТРОПОСОФИЯ. 175

Краткий исторический обзор. 175

АНТРОПОСОФСКАЯ КОСМОЛОГИЯ. 177

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА (Краткое рассмотрение). 182

Приложение к теософии: 183

 

ОГЛАВЛЕНИЕ: 184

 


[1] Ульрих Цвингли наряду с Мартином Лютером (1483 - 1546) и Жаном Кальвином (1509 - 1564) является основоположником Реформации.

 

[2] В отношении учения и практики католической Церкви Цвингли говорил с язвительной иронией. Поскольку Христос говорит “Придите ко Мне все труждающиеся и обременении, и Я успокою вас” (Мф. 11, 28) “не бесстыдная ли глупость сказать: “Беги туда, поспеши на паломничество, купи индульгенции, ... дай монаху, пожертвуй священнику, откармливай монахинь, и я - один другому - дам тебе отпущение грехов” (См. Цвингли У. “Истолкование и обоснование тезисов”. Т. 1. Тбилиси. 1997. С. 46). Одни из этих вещей противоречат воле Бога, другие можно бы терпеть, если бы ими пользовались как можно меньше (См. Цвингли У. “Истолкование и обоснование тезисов”. Т. 1. Тбилиси. 1997. С. 47.), заключает Цвингли.

[3] Еретики, отрицавшие таинства Католической церкви.

[4] Пиетизм - это направление в немецком протестантизме конца 17 - начала 18 века. Слово пиетизм происходит от латинского pietas - благочестие. Пиетизм возник как реакция на рационализацию протестантского богословия. В этом движении делался упор на личное живое общение с Богом, поэтому в нем много внимания уделялось чувственному, эмоциональному выражению религиозных чувств и строгой нравственной жизни. Пиетизм был внеконфессиональным движением и неоднороден. В его развитии можно условно выделить две фазы: первоначальную или раннюю и более позднюю.

Ранние пиетисты ожидали скорого второго пришествия Христа. "Будучи недовольны греховною жизнью ... человечества, они стремились устроить на земле такое общество, в котором "не существовало бы греховных условий жизни", но “обитала бы правда Божья на земле” и которое могло бы встретить грядущего Христа. Но организовать такое общество на Западе им не представлялось возможным, поэтому они выселялись в другие страны, в том числе, в Россию, где в период с 1818 - 1822 годы поселились в Таврической губ.

Тем временем, на Западе возникло крайне рационалистическое течение, представленное д-ром Штраусом из Тюбингнского ун-та, подвергшие критике весь Новый Завет и основные догматы христианства, особенно учение о Личности Иисуса Христа. Укрываясь от холода рационализма верующие люди искали утешения в пиэтизме. В то время "старый пиетизм, ставивший себе задачи социальные, уступил место пиэтизму мистическому, индивидуальному, пиэтизму личного чувства". От идеи внешнего устройства мира пиетисты стали переходить к внутреннему устроению души человека и взамен переселений они перешли к внутренней миссии, состоявшей в пробуждении и возрождении людей.

[5] Джон Уиклиф выступал за 1) дословное толкование Писания; 2) отрицал, как не библейские, монашество, движение нищенствующих орденов и учение о пресуществления; 3) восставал против монастырского землевладения и роскоши духовенства, считал, что церковную собственность надо национализировать; 4) утверждал, что Писание должно быть переведено на национальный язык и принял участие в его переводе на английский, а также выступал против почитания святых и икон. Учение Уиклифа не выходило за рамки церковных реформ. Тем не менее Уиклиф был осужден папою Григорием XI, и в 1428 году его остатки были извлечены из могилы и брошены в костер.

[6] Основные положения ллолардов были следующими: 1. Библия должна быть доступна на родном языке; 2. поклонение иконам не приемлемо; 3. практика паломничества является достаточно сомнительной; 4. каждый мирянин является священником; 5. папа пользуется излишней властью; 6. присутствие Христа в Евхаристии является чисто духовным (в противоположность средневековой доктрине пресуществления).

[7] Наиболее последовательным конгрегационалистом оказался Генрих Барроу. Он отверг главенство королевы в Церкви, на том основании, что Главой церкви является Христос. Богослужение их было весьма упрощено. Крещение сводилось к формуле: “Я крещу тебя во имя Иисуса Христа”. Последователи Барроу, скрываясь от преследований, переселились в Голландию, и часть их попала под влияние меннонитов. Последователи Барроу эмигрировавшие в Голландию были одной из групп, непосредственно предшествовавших возникновению баптизма.

[8] “В начале было Слово...”, Заокский, 1993, С.172.

[9] Грацианский А. “Рассмотрение книги пророка Даниила, эсхатологической беседы Господа Иисуса Христа и книги Откровения св. иоанна Богослова в связи с обличением заблуждений секты адвентистов 7-го дня”. Полтава.1915.С12, 36.

[10] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.171.

[11] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.177.

[12] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.178.

[13] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.343-345.

[14] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.178-179.

[15] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.180.

[16] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.181.

[17] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.182.

[18] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.182.

[19] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.183.

[20] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.184.

[21] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.326.

[22] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.320.

[23] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.326.

[24] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.329.

[25] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.327.

[26] Грацианский А. “Рассмотрение книги пророка Даниила”. Полтава.1915.С.31-32.

[27] Грацианский А. “Рассмотрение книги пророка Даниила”. Полтава.1915.С.32.

[28] Грацианский А. “Рассмотрение книги пророка Даниила”. Полтава.1915.С.33.

[29] Грацианский А. “Рассмотрение книги пророка Даниила”. Полтава.1915.С.34-35.

[30] Грацианский А. “Рассмотрение книги пророка Даниила”. Полтава.1915.С.22.

[31] Грацианский А. “Рассмотрение книги пророка Даниила”. Полтава.1915.С.50.

[32] Грацианский А. “Рассмотрение книги пророка Даниила”. Полтава.1915.С.51.

[33] Грацианский А. “Рассмотрение книги пророка Даниила”. Полтава.1915.С.45.

[34] Грацианский А. “Рассмотрение книги пророка Даниила”. Полтава.1915.С.52-53; 58.

[35] Беляев А.Д.,проф. “О безбожии и антихристе”.М.1996.Т.1.С.433-434.

[36] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.345-348.

[37] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.342-343.

[38] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.367.

[39] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.368-369.

[40] “В начале было Слово...”Заокский.1993.С.371

[41] Грацианский А. “Рассмотрение книги пророка Даниила”. Полтава.1915.С.97.