Синкретизм и эклектизм сектантских доктрин.

К перечисленным признакам недавно добавилось еще несколько - новым в тоталитарных сектах объявляется якобы невиданный ранее синкретизм и эклектизм их доктрин, вызванный глобализацией распространения религиозных идей. Однако синкретизм всегда был одним из принципов образования сект. Он имел место и в гностическом движении, охватившем как язычество, так и христианство, он присущ индуизму. Синкретическим является учение хлыстов.

Но иногда высказывается мнение, что синкретизм современных сект не похож на имевший место в древности в частности у гностиков, где якобы он носил возвышенный, интеллектуальный характер. Однако подобное заявление строится на упрощенном представлении о гностицизме, которое было преодолено в русском богословии в начале XX века. По этому поводу известный патролог профессор Попов И.П. писал, что в его время еще существовало устаревшее представление о сущности гностицизма, как явления философского порядка. Но в научных исследованиях того времени тогда было установлено, “что гносис, знание, в котором гностики полагали свое преимущество, есть знание не столько философское, сколько религиозное, особая осведомленность в средствах и способах спасения, по большей части магических, от власти демонических сил. Соответственно этому и гностические системы были мозаикой из всевозможных мифологических образов и только немногие из них в качестве элемента второстепенного содержат в себе некоторые философские тенденции. Таково валентианство и те загадочные гностические сочинения, на основании которых Ипполит излагает учение Симона мага и Василида в своих Philosophoumena. Наоборот, гностические учения, дошедшие до нас в коптских памятниках совершенно чужды философии”.

Специфической чертой тоталитарного сектантства считается глобализм распространения религиозных идей благодаря новым информационным технологиям. Но этими же технологиями пользуются и православные и вообще все религии. Поэтому нет никаких оснований выделять как то в этом отношении сектантов.

Кроме того, в истории можно наблюдать периоды, когда во многих религиях в разных частях мира наблюдается рост религиозной активности. Конечно, темпы этих движений уступают современным. Но их динамика во многом зависит от имеющихся средств, которые являются плодом развития цивилизации. Нельзя исключать того, что через какое время уровень технического развития современной цивилизации будет приравниваться к нашему представлению о достижениях техники в позднем средневековье. Глобализм нельзя рассматривать как специфически сектантскую черту, ибо многие религии – как пример приведём две мировые религии – христианство и ислам, стремятся к нему. Задача Церкви состоит в проповеди Благой Вести всем языкам до края земли (Мк.16,16).