Приспособленность сект к массовой культуре, сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных государств

Отличительной особенностью тоталитарных сект также считают их приспособленность к массовой культуре, и сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных государств.

Что же касается приспосабливаемости сект к массовой культуре, то в принципе сама постановка вопроса о таком отношении сект и культуры не совсем правильна. Культура всегда является производной от той или иной формы религиозного сознания. В секты приходят люди, чье представление о духовной жизни соответствует религиозным стандартам этой группы.

Следует отметить, что существуют секты, в которых нравственные идеалы в некоторых вопросах выше, нежели царящие в современной массовой культуре, так же как есть такие сектантские группы, где религиозные нормы действительно безнравственны по сравнению с принятыми в современном обществе.

С другой стороны, все религии, все религиозные организации возникают и реализуют свои задачи в конкретных исторических, политических, культурных и национальных условиях, которые накладывают отпечаток на их деятельность. В этом отношении специфические черты какой либо исторической эпохи приобретают появившиеся в этот период секты. Но в богословии никогда культурологические критерии не принимались в качестве богословских.

Влияние каждой культурной эпохи заметно во всех религиях, а не только в возникших в этот период сектах. Это влияние проявляется в них в использовании ими материальных и гуманитарных “продуктов” данной культурной эпохи. Так, например, В.Н. Лосский, говоря о значении канонов в жизни христианского общества, отмечает, что в свете канонических правил оно представляется некоей “тоталитарной коллективностью”, к которой не существует “права отдельных личностей”, но в то же время каждая личность этого тела есть его цель”. Понятие тоталитарного общества вошло в активный оборот со второй половины XX века, но его использование для описания христианства не значит, что в нем появились какие-то новые, ранее не известные нововведения. Христианство XX века не стало отличатся от христианства первого века. Так и секты нашего времени строятся из культурного наследия (материала) и нашей эпохи в том числе, но это не значит, что по своей религиозной природе они представляют собою некое новое, неизвестное явление. Кроме того, христиане активно осваивают современные технологии во многих сферах жизни, в частности и электронные технологии передачи информации, принимают участие в их разработке, но это не значит, что меняется его содержание.

Сотрудничество религиозных организаций со спецслужбами не является типично сектантской особенностью, к тому же оно существует по сей день. В 1872 г. мадам Блаватская в Одессе предлагала свои услуги III Отделу в качестве международного агента, но в этом ей было отказано. В конце 90-х с Украины были высланы два католических священника занимавшиеся в западном регионе нелегальным сбором информации.

Сбор средств на миссионерство распространен у западных деноминаций, так же как и у групп “Нового времени”, но он, по мнению западных исследователей, стал “очередным очагом манипуляции для многих религиозных организаций и духовных лиц”... Такой обман позволил некоторым “христианским служителям”, с одной стороны, и подходу “Нового времени” к духовности, превратиться в большой бизнес”