Отношение к теории “промывки мозгов” у западных христиан

Суждение определенной части представителей западных христианских конфессий об этой теории для нас интересно тем, что большинство известных у нас так называемых тоталитарных сект возникли или прошли путь становления на Западе, в США, и там же развилось мощное антикультовое движение. Американские протестанты полагают, что эта теория несет в себе большую угрозу их миссии, поскольку обращение в евангелическую веру представляет собою классический пример “промывки мозгов”.

Союз “Евангелических Баптистских Церквей в Канаде, в ответ не просьбу правительства Онтарио определить свою позицию в отношении новых религиозных движений и возможности создания нового закона контроля их деятельности, по ряду причин высказался решительно против этого предложения, приведя следующие аргументы: “Убеждение без физического воздействия широко распространено в нашем обществе. Мы сами прибегаем к немку в процессе евангелизации и обучения во всех евангелических церквах. Его используют политики... Правительство также пользуется им... Все родители используют его в процессе воспитания детей”.

Представитель пастырской службы Католической Церкви во Франции Жан Вернет, отвечающий за работу с “новыми религиями” выразил свое опасение по поводу того, что предлагаемого новый закон против сект, предусматривающий уголовное преследование за “манипулирование сознанием” может привести к нарушениям свободы совести. Вернет, занимающийся проблемой “новых религий” (мунитов, кришнаитов, “Детей Божиих” и саентологов) с 1968 года, считает, что “новый закон при желании можно будет использовать и против традиционных религий. Ведь под его статьи можно подвести ту аскетическую практику, которая на протяжении столетий присутствует в традиционных христианских конфессиях (обеты целомудрия, отказ от собственности, посты, ночные молитвы в монастырях). Вернет отмечает, что сектантский дух может присутствовать и в Церкви, например, применение настоятелем монастыря чрезмерной строгости по отношению к послушникам, доходящей до подавления личности”. Против этого закона, принятого 30 мая 2001 г. высказались и французские протестанты.