XX век - как время возникновения тоталитарных сект. Несостоятельность этого мнения

Право на существование тоталитарной теории выводят из того, что в “XX веке произошло некое качественное изменение, так как появилось такое не существовавшее ранее понятие, как тоталитаризм. Первоначально он явил себя в политической ипостаси. А во второй половине XX века возникли секты, которые “называются тоталитарными. Таким образом, политическая система рассматривается причиной появления качественно нового типа религиозного сектантства.

Считается, что в XX веке у них появилось нечто новое; систематическое использование психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения, конфессиональной анонимности, обмана, гипноза, кодирования и других средств при вербовке новых членов и удержание их в секте. Также отмечается, что эти новейшие технологии контролирования сознания “раньше попросту еще не были изобретены. При современных скоростях передвижения, технологических новшествах, обилии информации и умении манипулировать ею контролирование сознания принимает массовый и тоталитарный характер, что ранее было попросту недостижимо”. Другими словами, утверждается, что мы имеем дело с некой новой реальностью в развитии сект, ранее Церкви неизвестной.

Однако часть сект, причисляемых к этой категории: иеговисты, мормоны, возникла еще в XIX веке (заметим, что мормонизм появился раньше адвентизма, а иеговизм – раньше пятидесятничества). Ввиду явного исторического несоответствия теория и фактов, названные секты были объявлены предтечами тоталитарного сектантства. Но как следует из других публикаций, тоталитарная теория признает существование аналогичных сект, обладающих признаками и методами обращения (прозелитизма) присущими только тоталитарного сектантства, по меньшей мере до IV н.э.: “такими же методами задолго до IV в. пользовались и многие офитские культы, а также различные языческие оргиастические религии”.

Если допустить гипотезу о наличии сект-предтеч, а также учесть признание факта существования подобных групп, то получается, что религиозный тоталитаризм предшествовал политическому. Следовательно, вышеприведенное утверждение о политическом тоталитаризме как причине тоталитаризма религиозного неубедительно. Это свидетельствует о внутренней противоречивости тоталитарной доктрины, несоответствия теории фактам, ее схематичности и в конечном итоге неисторичности.

Датировка возникновения тоталитарных сект не случайна и поясняет, почему они появились во второй половине XX века. Известно, что на Западе с XVIII века с эпохи Просвещения идет процесс движения вспять от ценностей христианства к языческой этике и языческому миросозерцанию, ставящему человека в центре вселенной и рассматривающему этого падшего человека мерой всех вещей. В результате права человека провозглашены в качестве мировоззренческого стандарта и поставлены выше христианских ценностей. Торжество идей языческого происхождения закреплено во “Всеобщей Декларации прав человека” в 1948 году. Согласно этой Декларации религия объявляется частным делом каждого, главное, чтобы он признавал “общечеловеческие” ценности. Итак, мы имеем дело не с появлением новой религиозной реальности - тоталитарных сект, а с изменениями в системе “общечеловеческих ценностей”, согласно которой методы деятельности практически всех сект, в том числе и возникшие до XX века, превращаются в тоталитарные.

Тот факт, что тоталитарная теории с ее учением о качественно новом типе сектантства появилась одновременно с концепцией американских социологов о возникновении качественно нового типа религии в ходе эволюционного развития мировой религии (более подробно об этом см. раздел “Определение секты в социологии религии и религиоведении) можно рассматривать еще одним косвенным подтверждением зависимости ее методологии от светской.

Таким образом, теория о появлении в XX веке качественно нового типа сектантства ненаучна и неисторична.