Деструктивный характер деятельности сект

Секты или религии, практика которых представляется разрушительной для человеческой личности, существуют с дохристианской эпохи. Сатанизм с его человеческими жертвоприношениями, восходит своими корнями в глубь веков. В этом отношении новые секты не представляют никакой новизны.

Более того, в культурообразующих религиях, например в некоторых течениях индуизма, по сей день практикуются человеческие жертвоприношения. Одним из его вариантов считается обычай ритуального самоубийства через самоутопление. В йоге есть особые “предписания касающиеся ухода из жизни, но без насилия над плотью, а путем особых способов погружения в глубокую медитацию, которая ведет к отделению души от тела, ее истеканию, к мокше (это слово имеет корень “мок-, моч-“, т.е. истекать)”. Продолжает практиковаться убийство чужих детей, чтобы заполучить душу для собственного ребенка.

Человеческие жертвоприношения сохранялись у северных буддистов до XX века, и совершались во время ритуала “освящения знамен”. В ходе этого ритуала лама вскрывал ножом грудь человека, вырывал из нее трепещущее сердце и хлынувшей из него кровью наносились знаки на полотнище. Затем вскрывался череп и оттуда извлекались теплые мозги....

В России со средины XVII века по настоящее время существует секта хлыстов. Так в Ставропольском крае по данным на 1945 г. существовало 886 хлыстов. Они полагают, что плоть постоянно препятствует душе в стремлении к нравственному совершенству, бесстрастию и святости и учили о необходимости ее умерщвления и самоистязания. Средствами этого служили пост, запрет на употребление спиртных напитков и радения, нередко завершавшиеся “свальным грехом”. Кроме того, они изобрели доктрину “христовой любви”, согласно которой с XIX века вменили в обязанность каждому хлысту иметь вместо законного супруга духовного. Плотское сожительство с ним не считалось блудом, тогда как брак христианский считался грехом. Некоторые хлыстовские общины, согласно материалам судебных разбирательств, практиковали ритуальное убийство «иисусиков» - младенцев, родившихся от развратного сожительства хлыстов.

Впоследствии из хлыстовства выделилось изуверское течение скопничество. Скопцы видели цель жизни в достижении такого состояния, когда невозможно грешить. Они считали, что достичь этого состояния можно через оскопление, которому подвергались и мужчины, и женщины. Встречались и другие виды умерщвления плоти такие как нанесение ран на различных частях тела или употребление веществ для ослабления или прекращения половой деятельности.

Тем не менее их деструктивная деятельность не рассматривалась в русском дореволюционном Сектоведении в качестве главного критерия сектантства и не определяла специфику церковной формы борьбы с ними.

Наличие изуверского практики рассматривалось в качестве критерия классификации религиозных групп только в законодательстве Российского государства, регламентировавшего церковно-государственные отношения. Указом от 17 апреля 1905 г. оно вводило уголовную ответственность за принадлежность к последователям изуверских учений.

Таким образом, перечисленные признаки сектантства проявлялись задолго до XX века, следовательно так называемые тоталитарные секты и в этом отношении не представляют собой нового явления ни в христианстве, ни в истории мировых религий. В плане культурологическом они естественно не схожи на своих идейных предшественников. Но эта черта, как случайная не может рассматривается с богословской точки зрения характерной чертой из сектантства.

Негативные моменты из истории и практики сект могут стать вескими аргументами противосектантской полемики, только когда будет показана их связь с учением секты.