Анабаптистское движение в Швейцарии. Цвингли - идеолог цюрихского анабаптизма на раннем этапе его развития.

Анабаптизм в Швейцарии возник в Цюрихе в 20-х годах XVI века и в представлял собой самостоятельное явление, практически не зависевшее от реформаторской деятельности Лютера в Германии. Основные положения швейцарского анабаптизма были предопределены взглядами католического священника Ульриха Цвингли (1484-1531)[1], впоследствии одного из вождей Реформации. Неоценимую помощь этому движению, представленному в основном людьми простыми, неучеными Цвингли оказал своими сочинениями, где разработал ряд вопросов ставших в последствии основополагающими принципами их веры. Нынешние преемники анабаптистов меннониты - признают, что “цюрихские анабаптисты ценили и уважали Цвингли, так как были ему во многом обязаны”, а лидер швейцарских анабаптистов Конрад Гребель говорил: “К этой деятельности (т.е., реформатскому движению - авт.) меня привлек Цвингли”.

Пребывая под влиянием идей гуманизма, Цвингли вначале своего служения стремился к исправлению нравственных недостатков в Церкви и обществе, а догматические заблуждения он рассматривал как составную часть общей реформаторской задачи. Для него вероучительные вопросы не имели первостепенной важности, и он надеялся, что Католическая Церковь сама исправит возникшие в ней злоупотребления. Но в ходе осуществления своих намерений он уверился, что воплотить их в жизнь не сможет без основательной реформы Католической Церкви. Поэтому он перешел от идеи нравственного возрождения к мысли основательного Её преобразования.

В 1522 году в Цюрихе началась открытая полемика Цвингли с католическим духовенством города по вопросам поста, почитания святых и Богоматери, брака священников и положении монашествующих орденов в контексте католической сотериологии, завершившаяся тем, что он был лишен своей должности священника в цюрихском кафедральном соборе.