Меннонитство.

Взгляды мюнстерских анабаптистов разделялись многими в Нидерландах, откуда прибыли “апостолы” Матиса в Германию. Но часть голландских анбаптистов не приняли революционного учения Матиса и не признавали пророчеств, повлекших за собою мюнстерскую трагедию. После поражения в Мюнцере среди анабаптистов царила анархия и разочарование от несбывшихся пророчеств о скором конце мира. В это время в голландской анабаптистской среде появился новый лидер, сумевший из разрозненных анабаптистских групп создать организованное движение. Им был Менно Сименс (1492-1561).

"Его биография очень показательна, она даже типична для того времени, когда протестантами, ... становились рядовые католические священники, оставляя при этом все и рискуя своейжизнью". Менно Симонс родился в северной Голландии, получил богословское образование и в 1524 г. был рукоположен в священники.

Впоследствии, вспоминая первые годы своего священства, он писал, что проводил это время в “игре в карты, выпивках и прочих забавах, составляющих привычное занятие всех прожигателей жизни”. Тогда же он стал сомневаться в некоторых римско-католических догматах. Когда он совершал мессу “его стали посещать мысли, что, возможно, хлеб и вино не изменялись действительно в тело и кровь Господа”.

Не исключено, что на него оказали влияние сакраменталисты[3], которых было в Голландии немало. Ни молитвы, ни исповедь не могли избавить его от этих сомнений и под влиянием идей Лютера, по собственному признанию Менно, он обратился к Писанию.

Вскоре он засомневался и в учении о крещении. Для уяснения этого вопроса он вновь обратился к Писанию, но не нашел в нем однозначных аргументов в пользу крещения младенцев.

Самостоятельное изучение Библии привело его к заключению о ложности католического учения о пресуществлении Даров. Но Менно не выходил из Католической церкви, более того, боролся с заблуждениями германских анабаптистов и обличал богохульство И. Лейденского.

Тем временем анабаптистское движение в Голландии росло. В 1535 г. группа из 300 анабаптистов, направлявшаяся на помощь Иоанну Лейденскому захватила по пути в Германию католический монастырь, но вскоре он был взят правительственными войсками и все анабаптисты погибли. Среди них был и брат Менно. Менно испытывал внутренний разлад. С одной стороны, многие идеи голландских анабатистов - установление Царства Божия на земле с помощью силы, полигимию, и другие, провозглашенные лидерами Мюстерского восстания, - он отвергал, но, с другой стороны, чувствовал дискомфорт за то, что обличал их. От осознания причастности к гибели близких ему по убеждениям людей 30 января 1536 г. Менно публично заявил о своем выходе из Католической Церкви. В 1537 г. он принял предложение анабаптистов стать пресвитером после чего католический священник был рукоположен в анабаптистского пастора.

Менно выступил с осуждением идеи установления Царства Божия посредством вооруженной борьбы, проповедовал учения о непротивление злу силой и невмешательстве в дела государства и церкви.

Благодаря его трудам была создана организационная структура меннонитов и положено начало объединению вокруг нее анабаптистов. Скончался Менно Симонс 2. 02. 1559 г.

К концу своей жизни он придерживался крайних монофизитских взглядов в христологии, а в религиозной практике был ригористом. Менно считал, что Христос принес свою плоть с неба, иначе Он не мог бы искупить людей. По его мнению, семя Адама, проклятое и осужденное на смерть не может даровать жизни, а только смерть, и принадлежит сатане. Если бы Христос был семенем Адама, то Ему бы пришлось умереть Самому за Себя, как умирают другие люди, ибо он бы унаследовал вину Адама. Тело, сделавшееся нечистым от греха не могло бы быть совершенной жертвой за грех.

Взгляды Менно были поставлены под сомнение его последователями на ассамблее в Страсбурге в 1555 году.

Его христология имела большое влияние на учение о Церкви как Теле Христовом, в котором каждый верующий является частью этого организма и породила суровую церковную дисциплину. Члены Тела Христова должны быть также святы, как и их Глава. Поэтому в вопросах дисциплины был чрезвычайно строг.

Вследствие гонений в Голландии меннониты переселялись в Северную Германию, Польшу и Восточную Пруссию, Англию и Америку. С конца XVIII века они стали переселяться в Россию. Однако в общинах меннонитов продолжался процесс разделения. В начале 19 века в меннонитской среде стали появляться объединительные процессы и, как следствие, начали образовываться при них миссионерские организации. Европейские меннониты в 1851 г. направили своих миссионеров в Азию, и позже в 1901 г. в Африку, а североамериканские послали своих миссионеров в Азию и Африку в конце 19 века. В настоящее время меннониты объединены в Меннонитскую Всемирную Конференцию.