Происхождение “частных” или партикулярных баптистов.

Их “предшественниками были члены сепаратистской или независимой общины, организованной в 1616 году в Саутварке (Лондон) Генри Джейкобом”. В общине Джейкоба произошло два раскола из-за различного отношения к вопросу о том, кто может совершать крещение и кого можно крестить. Одни сепаратисты не признавали крещение, совершаемое в Англиканской Церкви, иные считали, что крестить нужно только взрослых. Впоследствии сепаратисты объединились между собою и образовали первую баптистскую общину кальвинской направленности, которую в 1638 году возглавил Джон Спилсбери. Последователей этой группы называли частными баптистами (particular baptists), поскольку они придерживались учения Кальвина о том, что спасение совершенное Христом распространяется не на всех, а только на часть избранных самим Богом людей. Второй отличительной особенностью партикулярных баптистов был обряд крещения через полное погружение, чем они отличались от католиков, англикан, меннонитов и общины Смита-Хельвиса. Первое “правильное” крещение было совершено, как полагают сами баптисты, самокрещением. Название “баптист” не сразу закрепилось за новой общиной. После Крестьянской войны в Германии название "анабаптизм" сделалось синонимом "мятежников" и "бандитов" поэтому представители новых групп от него всячески отказывались. Термин баптист стал входить в употребление только в конце XVII века.

В 1644 году семь частных баптистских общин приняли “Исповедание веры” в котором, в частности, было дано определение крещению как “обряда Нового Завета, данного Богом”. Крещение это знак того, что тела святых будут возвеличены силой Христа после воскрешения. В том Исповедании четко выражен принцип свободы совести. Задача государства, по мнению частных баптистов, состоит лишь в обеспечении свободу совести людей и не распространяется на внутреннюю жизнь религиозной общины.

Баптизм, как и все новообразованные течения и секты, сложился не сразу. В зависимости от учения о спасении баптизм делится на кальвинский и арминианский. В свою очередь общие и частные баптисты принимали только лишь саму концепцию искупления Кальвина или Арминия, но не следовали им буквально во всем. Поэтому в пределах общих и частных баптистов богословские взгляды могли отличатся. Среди общих баптистов в XVIII веке преобладали унитаристы, учившие, что Троица - это одноипостасное Божество: Бог Отец в трех проявлениях. В 1770 году из-за этого расхождения от общих баптистов отделилась консерваторы, образовавшие Новое Объединение Общих Баптистов.

История зарождения баптизма показывает, что его вероучение сложилось в результате религиозных метаний, поисков и попыток очистить церковную жизнь от католических и затем реформаторских лжеучений и ненужной, как казалось баптистам, церковной обрядности. Развитию баптизма способствовала и социально-политическая среда того времени.