Антропология.

Основные положения баптистской антропологии, такие как учение о двухсоставности природы человека, бессмертности и вечности его души, совпадают с православ­ными. Но принципиально она расходиться в сравнении с православной во взгляде на образ и подобие Божие в человеке. По мнению баптистов образ Божий выражается в разумности, нравственности и свободе выбора,"' а подобие усматривается ими в мо­ральном уподоблении Творцу, то есть в том, что человек думает, чувствует и действует таким образом, который угоден Богу"". Согласно другой точке зрения термины образ и подобие используются как синонимы, но их значение остается тем же: "Образ Божий проявляется в познании человеком праведности и святости, т.е. в моральном и нравст­венном подобии""'". Особенность баптистского понимания образа и подобия Божия в человеке обусловлена их представлением о спасении и о Боге'". Поскольку сущность Божия по благодати несообщима, то тварь никогда не сможет ей приобщится, поэтому понятие подобия сводится лишь к моральному подражания Богу.

Баптистское представление о подобии Божием как цели человеческой жизни су­щественно отличается от православного. Православное учение о сотворении человека по образу и подобию Божию "видит в человеке существо, призванное достигать едине­ния с Богом, становиться богом по благодати"". Путем исполнения добрых дел, посте­пенным уподоблением Богу через веру, любовь, надежду, молитву, пост, кротость, сми­рение и прочие добродетели человек призван стать совершенным как совершенен Бог (Мф.5,48; 1 Петр. 1,16) и "достигнуть обожения всего своего естества общением в Божи­ем естестве'"". Богоподобие, таким образом, не ограничивается лишь нравственным уподоблением Творцу. Более того, нравственное уподобление возможно лишь при со­действии благодати, поскольку наше естество поражено грехом и человек сам не может преодолеть в себе действие тления, закона греха.