АСД в России.

АСД впервые появился в России в среде немецких колонистов Таврической губернии, донской области и Поволжья. В 19 веке часть колонистов из России в поисках лучшей жизни эмигрировала в США, где некоторые из них присоединились к АСД и продолжали в то же время поддерживать связь с колонистами в России, что стало путём проникновения адвентизма в Российскую империю. Сначала в немецкие колонии направлялось множество различной литературы о вероучении АСД, а в 1886 году Луи Р. Конради посетил Россию. В июле 1886 года в Крыму была организована первая община АСД. Сразу же после её создания проповедники Луи Конради и Г. Перк были арестованы за распространение “ереси иудействующих”, но благодаря вмешательству американского посла в СПб их отпустили на свободу. В сентябре они направились в Саратов, где проживало много немцев из Германии и Голландии. На пути они остановились в Александровке и организовали вторую общину.

Одновременно проповедью адвентизма среди немцев Поволжья занимался Конрад Лаубган, бывший эмигрант из США и Яков Клейн. Проповедники АСД работали также и на Кавказе.

В январе 1891 года под председательством Л. Конради в Гамбурге было проведено первое организационное собрание, на котором избрано руководство АСД в России.

В октябре 1894 года в Александродаре проходил съезд Германо-Российской Конференции. В ходе её работы был рукоположен в сан проповедника Г.И. Лебсак, окончивший до этого богословские курсы в Гамбурге, впоследствии назначенный ответственным за деятельность АСД в России.

Манифест 1905 года о религиозной свободе открыл новые возможности для деятельности АСД в России и они не замедлили ими воспользоваться. В том же году была проведена реорганизация структуры. А в 1907 году на заседании Совета Всемирной ГК было решено сделать АСД в России самостоятельным унионом. К тому времени общее количество адвентистов в российском государстве составило 2566 человек. Первый учредительный съезд российского униона состоялся в 1907 году в Риге. Председателем АСД в России по рекомендации ГК был избран гражданин США И.Т. Бетхер. В том же году в Риге было открыто издательство для распространения в России литературы АСД. Помимо него адвентисты получали много книг из-за рубежа.

В 1913 году в связи с ростом численности общин происходит очередная реорганизация административной структуры: в России было создано два самостоятельных униона – Восточно-Российский и Западно-Российский.

С началом Первой мировой войны молитвенные дома АСД были закрыты, за исключением Москвы, Киева и Риги. Поскольку руководство, большинство проповедников и много членов АСД было в основном немецкого происхождения, то их стали рассматривать как средство идеологического и политического влияния Германии на православное население, а также как возможный фактор разрушения государственной безопасности. Руководители многих общин были сосланы в Сибирь. В 1915 году власти выслали Бехтера из страны как неблагонадёжную личность. Запрет на деятельность АСД привел к сокращению числа членов на 1700 человек. Современные адвентисты видят основную причину гонений в православном духовенстве, которое якобы возбуждало правительство и народ против них, выставляя их за немецких шпионов.

Невзирая на свой пацифизм, учение о том, что брать в руки оружие есть смертельный грех, АСД засвидетельствовали свои верноподданические чувства царю и направили в армию своих членов Во время гражданской войны они призывали к вооружённой борьбе с большевиками и благословляли войну против «антихриста», «зверя», как они называли советское государство. После разгрома белогвардейцев они заявили о своём доверии к государству, а выступления против него объявили недоразумением, проявившимся в отдельных случаях. Но об этих фактах истории адвентисты стараются не вспоминать в современных работах.

В 1924 году в Москве состоялся 5-й съезд АСД в России. На нём был утверждён Всесоюзный Совет (ВСАСД) под председательством Г.И. Лебсака. Съезд принял Декларацию о лояльном отношении к Советской власти. Хотя она и не противоречила учению АСД, но вызвала недовольство –многих членов. Некоторые из них вышли из существовавшей организации АСД, образовав независимые общины. Так было положено начало реформистскому движению в России.

В 1928 году в Москве состоялся 6-ой съезд в храме св. Ап. Петра и Павла, предоставленном обновленцами сектантам, принявший решение о несении воинской повинности.

До 30-х годов двадцатого века АСД развивался быстрыми темпами в основном за счёт прозелитизма среди православных, поскольку Церковь переживала трудный период своего бытия и не могла активно заниматься миссионерской деятельностью. В 30-е годы положение изменилось. Многие общины прекратили своё существование и надежды АСД на широкое распространение в СССР не оправдались.

Возрождение деятельности АСД произошло в последние годы Второй мировой войны, вызванное всеобщим религиозным оживлением в стране. В годы войны адвентисты пользуясь невмешательством оккупационных властей развернули пропаганду своего учения, особенно в Молдавии и на Украине. По окончании войны они усилили свою деятельность на остальной территории СССР. В 1947 году был сформирован новый состав ВС АСД под председательством Г.А. Григорьева, по смерти которого в 1952 года его сменил П.А. Мацанов.

В период 50-60-х годов власти, воспользовавшись личными амбициями лидеров, создали условия для внутренней разобщённости АСД и в 1960-м году под предлогом нарушения законодательства сняли с регистрации ВС АСД. ГК АСД пыталась помочь из-за рубежа в решении организационных вопросов, но их усилиям препятствовал т.н. «железный занавес». Хотя адвентисты лишились координационного центра, они имели возможность проводить областные и республиканские совещания.

После 60-х годов у адвентистов наметились два направления, пытавшихся объединить вокруг себя общины. Лидером одного из них был бывший председатель ВС АСД Мацанов, организовавший группировку близкую к реформизму, а другим – М.П. Кулаков, призывавший признать советскую действительность и законодательство о религии. Последнее направление объединяло большую часть адвентистов.

Несмотря на разобщённость внутри движения велась работа по восстановлению организации АСД. Начиная с 1975 года представители АСД получили возможность регулярно участвовать во Всемирных съездах АСД. Усилия по объединению завершились избранием в 1979 году Республиканского Совета АСД в РСФСР. В 1980 году были созданы республиканские Советы в других республиках СССР. Следующим этапом на пути к объединению стало создание в 1985 году временного руководства АСД в СССР – Координационного Совета во главе с М.П. Кулаковым. В 1986 году в Туле состоялся первый после длительного перерыва съезд АСД РФ, на который прибыли 85 делегатов, представлявших 6406 членов. На съезде был утверждён Устав АСД.

До 1987 года связь между республиканскими организациями и ГК поддерживалась Координационным межреспубликанским Советом. В период с 1987 по 1991 годы по решению Исполкома ГК связь АСД в СССР с Всемирным центром осуществлялась через специального представителя ГК Г. Отиса.

В 1988 году была открыта Тульская Заокская богословская семинария, а при ней сельскохозяйственное отделение, где обучают технологии выращивания экологически чистых овощей на любой почве.

С 1 июля 1991 года на общероссийских радио каналах стали выходить программы радиоцентра АСД «Голос надежды». С 1992 года начало действовать издательство «Источник жизни», обладающее собственной типографией. За четыре года деятельности оно выпустило 14 миллионов разных книг и брошюр. С 90-х годов через АСД осуществляются гуманитарные программы ГК в СНГ.

На очередном съезде в 1994 году была вновь проведена реорганизация структуры АСД. На территории России были воссозданы два союза (униона): Восточно-Российский и Западно-Российский.

Деятельность проповедников АСД с 1990 года проходила при активной поддержке как финансовыми, так и человеческими ресурсами со стороны американских адвентистов. Один из самых известных проповедников, посетивших Россию в 1992 и 1993 годах был Макс Финли.

В 1996 году общее число адвентистов (по данным АСД) в России превысило 110000 человек.