Международная Церковь Христа или Бостонское движение (МЦХ).

В Москве именуется Московская Церковь Христа. Возникновение этой секты в США и признание её там и в других странах, быстрое распространение обусловлены социальными и религиозными причинами.

50–70 гг. ХХ столетия стали для США периодом религиозного кризиса в обществе, временем религиозных поисков в среде молодёжи. Разочаровавшись в мелкобуржуазном идеале западного общества, потрясённые событиями вьетнамской войны, один за другим убийством Джона и Роберта Кеннеди, Мартина Лютера Кинга, разуверившись найти своё место в государстве, многие молодые люди на Западе бросили вызов общественным нормам. Они объединялись в группы, противопоставляли себя признанным традиционным обычаям и нормам. Нередко они искали утешение в наркомании, разврате, но ещё реже искали утешения в религии. Но поскольку западное облегчённое христианство их не устраивало и не удовлетворяло, они пытались найти что-то новое. Именно этим был вызван бум религиозных движений на Западе, главным образом в Соединенных Штатах Америки. Там появился целый ряд течений, которые выделялись отчётливо выраженной религиозной альтернативой традиционным движениям. Они отличались особой приверженностью принципам своей веры. На спаде этой сектантской волны, начавшейся на Западе в 60-е годы. В 1979 появилась ещё одна секта – Церковь Христа.

Самой питательной средой для роста сект были и остаются протестантские конфессии. Поскольку они отвергают Предание, у них отсутствуют чёткие и ясные представления о Церкви и о границах Церкви и в их среде. Время от времени, возникают новые религиозные группы, которые потом пытаются доказать, что именно они являются подлинной и живой Церковью, которая по своей вере, своему образу жизни, тождественна Церкви апостольского времени. Схожими мотивами руководствовался в своей деятельности и основатель МЦХ Кин Маккин. Он считал, что те личности, которые до него пытались проводить реформы в Церкви принесли какую-то пользу, но окончательной цели, которая ставилась перед ними не достигли.

Непосредственным предшественником Маккина было возникшее в США движение т.н. «Церквей Христа». Это движение возникло в начале ХIХ века в США. За свою историю оно претерпело несколько преобразований. К одному из направлений этого движения принадлежит Кин Маккин.

Кин Маккин родился в 1954 году, и, как многие молодые люди своего времени отвергал компромиссы и был одержим идеей пожертвовать всем ради настоящих великих дел. Такие убеждения имели и глубокие семейные корни, поскольку Маккина обязывал пример его родственников. Один из его дальних родственников подписывал Декларацию о независимости США. Его отец служил адмиралом в американском флоте и оказал на сына большое влияние. Он стал для него первым примером лидера, который стремился к прославлению. Большое влияние на Маккина оказала, по его воспоминаниям, его мать, которая дала ему невероятную страсть к жизни.

Активное участие в религиозной жизни Маккин начал проявлять с конца 10-го класса и, впоследствии он отмечал, что на него большое впечатление оказало руководство религиозной общины. Т.е. он как бы был увлечен ролью и местом лидера религиозной общины и теми возможностями, которые открывались перед пастором религиозной общины. Он хотел подражать этому примеру и впоследствии стать этим человеком, который смог бы оказывать влияние на подчиненных.

В 1972 году Макин поступил в университет Флориды. Здесь он был крещён и стал активным членом Церкви Христа. Студенческий городок стал тем местом, где у него зародилось желание стать пастором. Этому во многом способствовало то, что он попал в группу, которой руководили два весьма активных проповедника Церкви Христа. На их примере Маккин увидел, как может жизнь одного человека изменить жизнь людей всей группы. Он увидел, что семена наставничества могут принести очень обильный плод, т.е., когда один вдохновляет другого своим примером.

В 1975 году после окончания университета он стал пастором в одной из семинарий в Церкви Христа. В этой семинарии, как вспоминает Маккин, он увидел истинное лицо христианских студентов – наркотики, пьянство, предрасудки, пороки, половая распущенность, духовное равнодушие. Такой была жизнь многих семинаристов. Тогда он, по собственному признанию, пришёл к убеждению, что быть религиозным - не значит быть человеком праведным. Одновременно Маккин посещал богословские курсы баптистов, на которых он поспорил с деканом, утверждавшим, что Библия – не единственное вдохновенное Слово Божие. Маккин возразил ему в духе крайнего протестантизма, он сказал, что, если существует какое-либо другое Священное Писание, кроме Библии, то христианство сводится к ещё одной философии, такой, как ислам, буддизм и индуизм, поскольку для Маккина весь Христос исчерпывался текстом Священного Писания. Маккин также был представителем крайнего библейского крыла протестантизма, можно сказать, что он был фундаменталистом.

В 1976 году Маккин поменял место своего служения и переселился из Филадельфии в штат Иллинойс, в этом же году он женился. Изучение Библии и наблюдение за жизнью семинаристов привело его к заключению, что семинарское образование может помочь в полемике, в дебатах, оно совершенно необходимо в качестве подготовки пасторов, но будущих пасторов не воспитывают в духе христиан. Они не могут своим примером увлечь других людей, не могут никого зажечь, это он считал серьёзным упущением семинарского протестантского образования. Эта идея глубоко запала ему в душу и впоследствии принесла свои плоды.

Маккин пришёл к заключению, что многие негативные явления происходят по причине неправильно организованного обучения студентов. Он заметил, что духовная атмосфера в семинариях была наполнена равнодушием, даже отвращением. В результате этого численность людей в движении «Церковь Христа» стала падать. В конце 70-х годов Маккин пришёл к убеждению, что единственным путём восстановления христианства является идея буквального следования евангельским идеалам жизни, буквального подражания Христу. В таком случае влияние христиан на светское общество будет огромным, Церковь сможет выполнить свою задачу.

В 1978 году Маккин в очередной раз поменял место своей работы и переселился в Бостон. Здесь ему предложили возглавить одну студенческую группу. Поскольку у Маккина уже был огромный опыт работы со студентами, то прежде чем дать согласие на занятие пастырской должности, собрал членов этой общины и потребовал от них дать ему обещание, что они будут полностью следовать его указаниям. Его указания строились на следующем: все должны буквально исполнять евангельские заповеди в жизни, все должны его слушаться. Согласие было получено. Он собрал группу единомышленников. Тогда у них начались проблемы с другими протестантами. Во-первых, некоторые принципы, которые проповедывал Маккин шли в разрез с протестантским представлением о спасении. В конце 70-х Маккин разработал серию занятий, которые ставили своей целью превратить каждого христианина в ученикам Христа. Ученик, по мнению Маккина, должен был постоянно учиться спасению на библейском примере Христа и на примере своего лидера. Для обоснования этой концепции Маккин обратился к Библии. Он считал, что тот, кто именует себя христианином, обязательно должен именовать себя учеником Христовым. Эти два понятия тождественны. Основание – Деян 11, 26: «Ученики Христовы целый год собирались в Церкви и в Антиохии, где в первый раз стали именоваться христианами». Отсюда он подчеркнул две идеи: 1 ученики учили; 2 именовались христианами.

Отсюда он вывел формулу: христианин = ученику = спасённому. Но в Деяниях говорится обратное, что ученики Христа именовались христианами. Откуда такая формула? Христиане во времена Маккина ничем не отличались от язычников. Поэтому он утверждал, что быть христианином мало, надо быть им по жизни, а не по имени. Поэтому-то христианин обязан быть учеником Христовым. В Антиохии ситуация была обратной, там все были христианами по жизни и стали именоваться ими и по имени, как подражающие Христу.

Маккин учил, что для того, чтобы быть учеником Христа, необходимо вначале принять решение, уяснить себе принцип христианства, затем во всем следовать Библии в интерпретации Маккина. До момента образования секты Маккин считал, что ни одна Церковь не осмеливалась призывать и требовать от своего члена полной преданности. Только Маккин сделал такое открытие, которое представлялось ему важным признаком веры.

Исходя из этого принципа, он заявил, что Крещение вне его общины недействительно, потому что запоздалое понимание христианства, запоздалое понимание смысла покаяния делают недействительным Крещение. Таким образом, все оказались в состоянии христиан, у которых недействительно таинство Крещения. В соответствии с этим большинство людей из своей общины он крестил заново.

Суть его доктрины заключалась в следующем. Человек, желающий достичь спасения должен вести христианскую жизнь, изучать Писание под руководством пастора, по мере духовного роста сам должен учить новых учеников. Тот, кто стал последователем Маккина должен быть готовым сделать всё, что угодно, поехать куда угодно, оставить что угодно для выполнения задач.

Т.е. Маккин считал, что только ему принадлежит исключительная историческая роль в восстановлении апостольского преемства и апостольской Церкви. Но никакой новизны в этом подходе Маккина нет. Подобными идеями руководствовался и основатель баптизма Смит, и анабаптисты, которые требовали от примыкающих к их движению перекрещивания.

В начале 80-х гг. Маккин загорелся идеей распространить свое движение по всему миру, т.е. приступить к евангелизации всего мира. Он решил, что, если послать небольшую группу своих сторонников в ключевые города мира, то они будут создавать там группы учеников; те ученики, в сою очередь будут посылать своих учеников в столицы государстве, в свою очередь из столиц перейдут в провинции. Таким образом, на протяжении жизни одного поколения верующих «Бостонского движения» можно будет достичь полномасштабной евангелизации всего мира.

В 1981 году было открыто отделение секты в Лондоне, насчитывающим в начале всего 8 человек, но благодаря их неукротимой активности сейчас лондонское отделение ЦХ – одно из самых больших за пределами США. В 1983 году начинается миссионерская деятельность в других городах мира; общины миссионеров были посланы в Торонто, Иоханнесбург, Париж, Стокгольм. В конце 80-гг. началась работа в Африке, Индии, Японии, Гонконге, Тайване, Филиппинах, Корее и Южной Америке.

В конце 80-гг. «Бостонское движение» выступило против ранее существовавшей системы управления общинами. Согласно общепротестантскому учению о Церкви считалось, что каждая община верующих была независимой и существовала автономно от других. Маккин стал учить, что этот взгляд не соответствует представлению о жизни первохристианских общин, которые поддерживали между собой тесные контакты. «Бостонское движение» стало распространять учение о том, что верующие во Христа едины по всему миру, являются одной семьей Бога, независимость общин является препятствием росту движения и отталкивает от него людей. Доктрина одной Церкви, отрицавшая протестантскую идею автономности церквей наряду с заявлениями Маккина и недействительности крещения в других конфессиях, а также требование наставничества, как необходимого института для спасения человека, привели к резкому противостоянию с протестантскими конфессиями. Из учения Маккина напрашивался вывод, что только «БД» от Бога, только «БД» является Церковью, все иные христианские конфессии Церковью не являются.

Учение Маккина было настолько реформаторским, что практически все протестантские деноминации заняли негативную позицию по отношению к Маккину, публично от него отреклись. Это послужило причиной ухода от него многих людей, поскольку его учение уж слишком отличалось от традиционного протестантского.

Под влиянием успехов Маккин уверовал в исключительность своего дела и, подобно основателям других сект стал учить, что именно его движение является библейским остатком, о котором якобы предсказывал пророк Исаия (10, 21-22): «только остаток обратится». Он считал, что его движение подобно Ною, Аврааму, Давиду, первым христианам, которые были теми, кто сохранил верность Богу, т.е. были Его остатком. Отсюда последовало представление о собственной исключительности и необходимости восстановить истинную веру и истинную Церковь.

Все эти споры происходят на фоне бурного роста секты Маккина. Его противники объясняли увеличение количества его последователей использованием практики промывания мозгов, использованием технологии контролирования сознания, использованием эффекта «бомбардировки любовью». Вслед за этим Маккина и его движение стали именовать тоталитарной сектой. Но такое отношение к «БД» со стороны протестантских конфессий было истолковано МЦХ, как свидетельство истинности выбранного ими пути, поскольку необъективная критика, - утверждали бостонцы, - неминуемо сопровождает христиан. Обвинения в свой адрес они сравнивали с гонениями на Христа, с преследованиями христианских общин, которые обвинялись повсеместно (Деян. 28, 22). В подтверждение своей правоты Маккин указывал на рост его движения и отсутствие таких результатов у его оппонентов.