Доктрина наставничества.

Краеугольным камнем учения МЦХашников является ученичество или наставничество. В соответствии с этой доктриной спасение может обрести только тот, кто живёт, как ученик Христа, под руководством лидеров из секты «Церковь Христа». Цель, которая стоит перед каждым человеком, по мнению МЦХашников, заключается в том, чтобы каждый христианин был учеником Христа. По мнению Маккина, Христос пришёл, чтобы готовить учеников. Только ученики будут спасены.

Идея ученичества принадлежит не Маккину, а она была известна и широко практиковалась до него. Исторические и религиозные корни этого учения уходят в протестантскую среду США в ХХ веке. Так, в 60-е гг. в пятидесятническом движении становится заметным т.н. «пастырское движение» или «ученическое движение», в котором один человек является наставником для другого. Об этой практике знали и за пределами пятидесятнического движения. По признанию самого Маккина, он встретился с аналогичной практикой среди студенческих групп, входящих в «Церковь Христа».

Концепция ученичества основана на текстах Священного Писания, где говорится о взаимоотношениях между членами общины например, Гал. 5, 13: «Служите друг другу»; Евр. 3, 13: « Наставляйте друг друга»; Рим. 15, 14: «Можете наставлять друг друга». Эта доктрина предполагает строгое следование указаниям наставников и библейским заповедям, что делало её последователей активными и бескомпромиссными. Это резко контрастировало с образом жизни остальных верующих протестантских общин, отличавшихся теплохладностью и не соблюдением заповедей. Маккин критиковал эту теплохладность в религиозной жизни, которая стала признаком традиционных протестантских деноминаций. Поэтому он настаивал на необходимости полной преданности членов его общины тем идеалам, которые он проповедовал, независимо от возраста самих сторонников Маккин говорил, что до появления в 1979 году его общины, ни одна конфессия не осмеливалась требовать от каждого своего члена полной преданности. На вопрос МЦХашника «хотите ли вы стать учеником Христа?» лучше всего отвечать: «Я уже ученик Христа». Это поставит его в тупик.

В качестве отличительных признаков доктрины можно выделить следующее:

1) После крещения каждый ученик нуждается в научении, нуждается в призыве следования Писанию, т.е. новообращенные нуждаются в пастырском руководстве;

2) Всем ученикам вменяется в обязанность донести учение секты до каждого народа в нашем поколении и тем самым построить там Церковь учеников, т.е. Церковь Бога. Речь идёт об активной миссионерской работе. Основным призванием учеников является проповедничество с целью подготовки себе подобных. Маккин издал такой приказ – всем ученикам готовить себе учеников. Тем самым члены МЦХ, как они говорят, выполняют заповедь Христа возлюбить ближнего своего, поскольку помогают им обрести общение с Богом;

3) Без наставника невозможно обрести спасение.

Принимая термин «ученик», как обозначение истинного последователя Христа, МЦХашники в подтверждение этой практики ссылаются на то, что слово «ученик» в Евангелии встречается около 270 раз, а слово «христианин» – 3 раза. Поэтому христиане должны именоваться «учениками». Это настоящее имя христиан.

Первоначально пастырство состояло в плотной опеке членов Церкви во всех областях жизни, от научения основам жизни, от моральной поддержки нравственным примером до решения бытовых вопросов неофита. За это сектанты подвергались и подвергаются сильной критике. Впоследствии, в 1993 году Маккин признал, что в своем понимании власти лидера он был неправ. Он заявляет: «я чувствую себя плохо по отношению к тем людям, кому был причинен вред из-за этого». Но на самых низах такая мелочная опёка существует и до сих пор.

Лидер – это тот человек, который на деле эмоционально пережил покаяние, оставил греховную жизнь, приобрел опыт исполнения заповедей, изучил Писание, стал активным проповедником. Обладая этим опытом, он может наставлять других. Кроме того, исходя из своего опыта, он может давать советы в личной жизни своих подопечных. Лидер может принимать исповедь в том случае, если его подчинённый совершил неблаговидный поступок и ему необходимо покаяться. Однако на самом деле, исповедь в МЦХ таинством, в православном понимании, не является и представляет собой простой разговор о духовных проблемах. Т.е. грехи посредством этого разговора человеку не прощаются.

Лидер должен показывать всем пример для подражания, поэтому он не должен впадать в уныние. Поскольку не всегда наставники достигают некоего идеала, то компенсируют этот недостаток экзальтацией, внешне проявляющейся в чрезмерной подвижности, в деловитости, в неестественной улыбчивости, в восторженности. При попадании в секту на их собрание, лидер к вам не подойдет, с вами будут разговаривать его подчинённые. Только в конце лидер подойдет узнать ваш телефон и спросить – придёте ли вы на следующее собрание, за исключением случая, если вас привёл в секту сам лидер. Лидеры занимают весьма авторитетное положение, их почитание построено на доверии к ним людям, которые достигли определённых успехов в проповеди христианства. В обязанности лидера помимо научения библейским истинам и руководства новообращёнными входит совершение обрядов крещения и Вечери Господней.

МЦХашники считают, что их практика лидерства имеет библейские корни. Так, в Писании нередко можно встретить упоминание о том, что в Церкви существовали апостолы, пророки, учителя, т.е. в Церкви всегда были харизматические лидеры, харизматические наставники. Однако, надо отметить, что в первые века существования Церкви эти харизматические не иерархические должности занимали миряне, в задачу которых входило только миссионерство. На эти служения не поставлялись через рукоположение, на них не избирались общиной. По мнению проф. Лебедева «о существовании этих служений свидетельствуют слова апостола Павла: «В Церкви одних Господь поставил апостолами, других пророками, третьих учителями» (1Кор. 12, 28-29). Т.е. в Церкви всегда существовала идея наставничества, но между этой идеей и современными сектантами существует большая разница. К тому же, этот институт харизматических проповедников в истории Древней Церкви прекратил свое существование до 3-го века. Главной причиной этого стали сами проповедники, которые стали отходить от этого харизматического служения, перестали быть чуждыми материальным аспектам своей деятельности.

Важным аспектом сектантского понимания наставничества является руководство духовной жизнью новообращённых. Утверждать, что эта идея в принципе неправа, значило бы противоречить церковным правилам. Однако, её понимание в МЦХ, её применение в жизни глубоко ошибочны и могут привести к пагубным последствиям, поскольку неверным является не само представление сектантов о наставничестве, а представления сектантов о принципах духовной жизни и роли в ней наставников. Духовная жизнь в понимании МЦХашников сводится к добрым делам. Добродетельным считается человек, совершающий добрые дела, исполняющий заповеди, выполняющий указания наставника, оказывающий ему повиновение, исполняющий все требования организации. Такое понимание добрых дел противоречит православному пониманию о духовной жизни. Не добродетели сами по себе приносят человеку благо, а вытекающее из этих добродетелей смирение. Если же смирение не приобретается, то бесплодны и бесполезны все подвиги. Научают человека смирению только труд и исполнение заповедей Божиих. Вне такого понимания добрых дел невозможна правильная духовная жизнь.

Большая опасность этой доктрины кроется в том, что падший, страстный человек, не просвещённый благодатью Святого Духа, берётся сам за духовное окормление таких, как он, греховных и страстных людей.