Спиритуалистическое пространство

 

Итак, Швейцер и Пирро, с одной стороны, и Курт — с другой, говорят о неких процессах движения в музыке. Советский исследователь И. И. Иоффе с иных позиций подходит к этой проблеме.* Он го­ворит, что художникам эпохи барокко (то есть XVII и первой половины XVIII века) свойственно определенное мировоззрение, которое именуется «спиритуалистическим».

Иоффе указывает, что в различных искусствах и в различных слоях общества (я имею в виду баховскую эпоху) культивиро­вались образы, соответствующие «ярусам спиритуалистического пространства». Придворное искусство, изнеженное и стремя­щееся уйти от образов реальной борьбы, стремится замкнуться в верхней сфере спиритуалистического пространства; оно ста­новится пасторальным, замкнутым в себе миром. Народное искусство, по мысли исследователя, выражает насмешку, иро­нию и протест в гротесковых образах «низкой» сферы. Цент­ральное же, «большое» искусство бюргерства, вдохновленное современными передовыми идеями, разрабатывает образы сред­него яруса спиритуалистического пространства. И в этом «боль­шом» искусстве средний ярус является центральным полем в борьбе за жизненные идеалы.

«Спиритуалистическое пространство», — говорит Иоффе, — является прежде всего некой неизменяемой и заранее данной системой. Мир создан, мир уже существует, структура этого мира дана в спиритуалистической системе с тремя ярусами (небо, земля, подземный мир). И второе: внутри этой системы мы имеем процесс борьбы. Больше того — можно сказать, что весь жизненный смысл этой системы состоит в борьбе, что ве­дется в среднем ярусе человеком, колеблющимся между верхом и низом. Но при всей сложности этой борьбы процесс всегда происходит внутри системы, никогда за ее пределы выйти не мо­жет. Борьба происходит за достижение света внутри системы, но не за изменение самой системы.»

Следовательно, наиболее остро борьба протекала в среднем ярусе спиритуалистической системы. Но само наличие борьбы опасно для системы, претендующей на незыблемость. И пере­довые художники, устанавливая новую образность, обретая но­вую технику, разрабатывая методы диалектики борьбы, именно благодаря этой диалектике преодолевали, в конечном счете, рамки спиритуалистической системы и открывали путь к но­вому, жизненно оправданному гуманизму.