Теперь можно попытаться объединить соображения, высказанные в первом и в этом разделе.
Если сопоставить формулировку постоянного тембро-динамического лада, данную в конце предыдущего раздела, и приведенную выше характеристику спиритуалистического {60}пространства, то станет очевидной существующая между ними глубокая связь. Станет также понятным, что, например, Арп Шнитгер в своих сложных постоянных тембро-динамических ладах, в интонировке регистров органа выражал идеи спиритуалистического пространства. Не покажется тогда странным, почему Бах мог «бросить» на, казалось бы, лишенные динамики клавиатуры органа и клавесина грандиозные динамические построения и почему он, связанный со спиритуалистическим мировоззрением, мог выражать всю динамику своих мыслей на инструментах с постоянным тембро-динамическим ладом — на клавесине и органе, — якобы лишенных динамики.