Вписанный клавесин

 

Но как приступить к осуществлению закономерностей постоянного тембро-динамического лада на фортепиано? Здесь более чем существенным представляется одно соображение, которое, при всей своей простоте, к сожале­нию, часто игнорируется. Его можно сформулировать так.

Если бы речь шла об извлечении из фортепиано каких-ни­будь звучностей или тембров, то можно было говорить о попыт­ках максимально использовать все возможности фортепиано. Но если речь идет, в первую очередь, не об извлечении мощно­стей и тембров, а об осуществлении закономерностей, то тогда, ко­нечно, наиболее очевидным путем будет не максимальное исполь­зование звучности фортепиано, а, наоборот, мудрое и по опреде­ленному принципу проводимое ограничение звуковых средств.

Фортепиано, в отличие от клавесина и органа, не является инструментом с постоянным тембро-динамическим ладом. Более того, фортепиано является антиподом клавесина и органа в том смысле, что в зависимости от воли исполнителя дает возмож­ность из одной клавиши извлекать звуки огромного динамического разнообразия. Фортепиано принадлежит к инструментам, с наи­большей силой реагирующим на всякое изменение физического усилия, проявленного исполнителем, и потому чуткость форте­пианной клавиатуры представляет злейшую опасность, подсте­регающую исполнителя. Фортепианную клавиатуру можно срав­нить с хаотическим морем возможностей. Поведение исполни­теля по отношению к этому морю хаоса должно быть весьма различным в разных случаях. Если говорить о педагогических принципах, то в одних случаях следует развивать у ученика доверчивость к этому потоку неожиданных возможностей, ста­раться научить его больше доверять своим бессознательным по­рывам. Такой толчок часто научает пианиста плавать в колеб­лющемся море фортепианных возможностей, или, как в таких случаях говорят, — петь на инструменте с той свободой, с какой поет человек. Иной же раз — наоборот — нужно всеми силами пытаться пробудить у ученика боязнь звукового коварства кла­виатуры, необходимо пытаться научить его самоконтролю путем тренировки.

Осуществление закономерностей постоянного тембро-динамического лада на фортепиано требует, прежде всего, умения путем ограничения вырезать из необъятного поля фортепианных звучностей нужную в данном случае звуковую закономерность.

Итак, клавесин не нужно создавать на фортепиано. Клаве­син (подразумевается: «закономерности клавесина») заключен внутри мира фортепианной звучности. Современное фортепиано дает расширение динамических возможностей клавишных инст­рументов — его предшественников. Образ клавесина остался заключенным внутри многообразия фортепианных возможно­стей. Точно также образ постоянного тембро-динамического лада оказался лишь одной из бесчисленных скрытых в фортепианной {63}клавиатуре возможностей, причем возможностью основательно забытой. И это понятно: среди бесконечного количества воз­можностей не так легко, оказывается, найти нужную нам зако­номерность этого лада. Или — скажем еще конкретнее — оказы­вается не так легко отыскать в «бехштейне» лад Зильбермана.