Значительность указанного явления заставляет нас серьезно задуматься: что же представляют для Баха эти выразительные мотивы? Имеем ли мы здесь дело с лейтмотивами, с какими-то знаками, символами, которыми Бах условно пользуется? Швейцер и Пирро, подтверждая этот факт, не дают ответа на вопрос о его происхождении.
Не даст ли нам искомый ответ Эрнст Курт, труд которого столь же хорошо известен? Основное его положение может быть сформулировано так: «Мелодия есть выражение, процесса подъема и падения».
Выделим другие мысли Курта.
Во-первых, исследователь указывает, что любое сложное тематическое образование основывается у Баха на рельефе опорной линии.
Во-вторых, Курт утверждает, что особенно характерны для интерлюдий его фуг наиболее отвлеченные тематические образования, то есть, попросту говоря, самые элементарные, схематично восходящие и нисходящие мотивы.
Полемизируя с Швейцером и Пирро, Курт говорит, что в мотивах, которым они придают некое значение, смысл, по его мнению, обусловлен не данным текстом, а иными, более общими причинами.
«... Овеществление через движение, — пишет Курт, — не может находиться только в ассоциативной связи с представлениями и впечатлениями движений, сама же связь ведет нас к напряжениям психической энергии, лежащим гораздо глубже в основах мелодического становления».
Курт выступает против утверждения о зависимости без текстовой инструментальной музыки Баха от музыки, связанной с текстом. Он уточняет далее, что как в инструментальных темах, так и всюду у Баха, содержание движения, как таковое, должно рассматриваться в его чисто архитектонической связи со строением, развитием и формой в целом (без какого бы то ни было конкретного расшифровывания).
{59}