рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Синтетические ювелирные камни разной природы

Синтетические ювелирные камни разной природы - раздел Химия, Синтетические ювелирные камни Синтетические Ювелирные Камни Разной Природы. В Наше Время Синтезируется В Ла...

Синтетические ювелирные камни разной природы. В наше время синтезируется в лабораториях мира довольно большое количество ювелирных камней, и кроме ювелирных разновидностей корунда. Например в наше время получают синтетические шпинель, кварц, янтарь и другие камни. 3.1. Синтетическая шпинель. Синтезируется этот красивый драгоценный камень способом М.А. Вернейля, практически так же, как и корунды. Для изготовления шпинели используют смесь окисей алюминия и магния, получаемые соответственно из аммоний-алюминиевых квасцов и сульфата магния.

Форма выращиваемых кристаллов – параллелепипед с квадратным сечением. Шпинель применяется в основном в ювелирных изделиях (рис. 2). В связи с этим в состав смеси вводят различные окрашивающие примеси металлов, в том числе трехвалентный хром, который придает камням красный или сочный густой зеленый цвет. Зеленую шпинель ювелиры на¬зывают бразильским турмалином, также иногда называют голубовато-зеленую шпинель, очень похожую на аквамарин.

Рис. 2. Вставки из синтетической шпинели 3.2. Синтетический берилл (изумруд) В середине прошлого века при нагревании порошка природного изумруда в боросиликатном расплаве получили несколько кристаллов изумруда призматической формы. Дальнейшие работы в области синтеза изумруда связаны с исследованием метода кристаллизации из расплавов компонен¬тов, составляющих изумруд, с применением различных флюсов – окисей лития, молибдена и др. До 50-х гг. XX в. синтез изумрудов исследовался в лабораторных условиях.

Первый коммерческий изумруд был изготов¬лен К.Ф. Чатэмом (США), а позже П. Жильсоном (Франция). В настоящее время известен ряд промышленных методов выращивания синтетических изумрудов, применяемых в СССР, США, Японии, Фран¬ции, ФРГ и других странах. Известны синтетические изумруды типа – "Эмерита" или "Симеральд", изготовляемые в Австрии. Они представляют собой ограненные вставки из светлого берилла, на которые наращен слой синте¬тического изумруда толщиной 0,3 мм. Цвет их бледно-зеленый.

Фирмы "Чатэм" (США) и "Жильсон" (Франция) выпускают синтетические изумруды типа "Эмеральз", выращенные из раствора в расплаве с флю¬сом на затравку из пластин берилла. В качестве флюса применяют окиси лития и вольфрама или окиси лития и молибдена. Процесс синтеза проте¬кает очень медленно – в течение месяца наращивается слой толщиной в 1 мм. Рис.3. Схема установки для выращивания изумру¬дов: 1 – растворитель; 2 – ци¬линдрический платиновый стакан; 3 – смесь из двух компонентов; 4 – затра¬вочное устройство; 5 – платиновая отбойная пла¬стина; 6 – третий компо¬нент; 7 – платиновый ти¬гель. В последние годы получил развитие гид¬ротермальный метод синтеза изумрудов, при котором рост кристалла изумруда осуществ¬ляется также на затравку из природного бе¬рилла при температуре 500 – 600 °С, давлении 70 – 140 МПа с заполнением автоклава распла¬вом на 2/3 объема.

Скорость роста кристал¬лов 0,8 мм/сутки.

Этим методом выращивают¬ся изумруды фирмой "Линда" (США). Более точная технология и условия синтеза изумру¬дов фирмой не публикуются и считаются коммерческой тайной фирмы. Интересен метод синтеза изумруда, разра¬ботанный японскими исследователями Хиронаса и Сэйдзо. Установка представляет собой платиновый тигель с горизонтальной платино¬вой отбойной перегородкой. Нижняя часть тигля разделена цилиндрической платиновой стенкой (рис. 3). Смесь из любых двух ком¬понентов (SiO2, A12O3, ВеО2) помещают в кольцевое пространство, третий компонент – в центральную часть.

В верхней части отбой¬ной перегородки размещают затравочные кристаллы. Затем в реактор вво¬дят растворитель из молибдата лития или пятиокиси ванадия и всю систе¬му равномерно нагревают до температуры выше точки плавления каждого из компонентов смеси. Когда температура каждой из изолированных ком¬понентов смеси становится выше точки плавления растворителя, начинает¬ся плавление. В результате диффузии компоненты поднимаются к затра¬вочным кристаллам, проходят через отбойную перегородку и смешивают¬ся в верхней части. После этого начинается процесс роста изумрудов на затравках.

Далее расплав выдерживают при постоянной температуре в течение определенного времени, затем медленно охлаждают, массу извлекают из тигля и растворяют в воде, где в качестве растворителя применяют молиб¬ден лития, или в соляной кислоте, если растворителем служит пятиокись ванадия. В результате получают прозрачные бесцветные кристаллы, не отличающиеся по физическим, химическим свойствам от природного изумруда.

Красивый зеленый цвет достигают добавлением небольшого количества в раствор окиси хрома. Японская фирма «Киоте Керамик и К°» этим методом изготавливает около 300 карат в год синтетических изум¬рудов. Успешно выращиваются изумруды в СССР, этим занимаются научные лаборатории Новосибирского университета. 3.3. Синтетический кварц В настоящее время кварц выращивают гидротермальным способом в стальных автоклавах. Растворителем сырья природного кварца служат растворы гидроокисей и карбонатов щелочных металлов – натрия или калия в концентрации от 3 до 15%. Синтез проводят при давлении 50 – 150 МПа при температуре 250 – 450 °С. Для затравки используют пластины или стержни природного кварца, которые ориентируют параллельно кри¬сталлографическим плоскостям (0001) и (1120). Скорость роста кристал¬лов – до 0,5 мм/сутки.

Было установлено, что если в калиевые расплавы ис¬ходного раствора с низкой концентрацией калия добавить железо, то об¬разуются бурые кристаллы, при более высокой концентрации калия – зеленые.

При синтезе кварца в системе Н2О – SiO2 – К2О – СО2 с добавкой окислителей при давлении 150 МПа зеленая и бурая окраска изменяется на золотисто-желтую-цитриновую. Появление такой окраски за¬висит от концентрации ионов трехвалентного железа в растворе. При даль¬нейшем увеличении концентрации железа кристаллы становятся оранжево-красными. Синюю окраску кристаллов получают, вводя в систему Н2О – SiO2 – Na2O – CO2 кобальта.

Густота окраски зависит от содержания кобальта: в голубых кристаллах его до 0,001 %, а в ярко-синих до 0,02 %. Аметистовую окраску получают при выращивании кристаллов в калиевой системе при температуре 320 –420 ºС и давлении – 1000 – 1400 • 105 Па. Если в систему Н2О – SiO2 – К2О – СО2 ввести избыточное количество трехвалентного железа и снизить содержание примеси алюми¬ния, то кристалл становится дымчатым.

После ионизирующего облучения цвет кристаллов становится прочным аметистовым. Введенный в систему алюминий частично замещает кремний, в результате после ионизирующего облучения кристалл кварца приобретает дымчатую окраску, типичную для раухтопаза. При увеличении концентрации алюминия можно получить черную окраску, подобную цвету мориона. Цветной синтетический кварц широко применяется в ювелирной промышленности, а бесцветные от разности в технике: радиоэлектронике, оптике, химической промышленности.

В СССР налажено промышленное производство синтетического кварца. 3.4. Синтетический рутил Присутствием примесей в природных кристаллах рутила объ¬ясняется его темный цвет. В результате проведенных исследований в фир¬мах "Линда" и "Националь Лед и К0" (США) в 1948 году разработали способ выращивания синтетического рутила по методу М. А. Вернейля. Получают кристаллы черного цвета, но после отжига в струе кислорода при низкой температуре они становятся почти бесцветными или приобретают желтова¬тый оттенок.

Синтетический рутил используется в ювелирных изделиях только как заменитель алмаза, поскольку его показатель преломления и дисперсия значительно выше, чем у алмаза. Игра света у этого камня также очень сильная, что позволяет его легко отличить от бриллианта. 3.5. Титанат стронция (фабулит) По сравнению с рутилом этот синтетический камень более подходит для замены алмаза в ювелирных изделиях. Он совершенно бесцветен, оптически изотропен, и его показатель преломления (2,41) аналогичен алмазу.

Дисперсия у фабулита (0,1 – 0,2) более высокая, что обеспечивает кра¬сивую игру при изменении углов падения лучей света или освещения. Твердость фабулита 5,5 – 6,5, поэтому его целесообразно использовать для изготовления серег или кулонов, а не в кольцах, где он быстрее изотрется. Синтез титаната стронция осуществляется по известному методу М. А. Вернейля. После выращивания кристаллы обязательно отжигают в струе кислорода при низкой температуре. За рубежом промышленный выпуск фабу¬лита осуществляет фирма " Националь Лед и К°" (США). В СССР фабулит не выпускается. 3.6. Иттрий-алюминиевый гранат (ИАГ) Иттрий-алюминиевая окись (Y3A15O12) имеет структуру граната и чаще называется иттрий-алюминиевый гранат – ИАГ или гранатит.

Выращивает¬ся ИАГ чаще всего по методу Чохральского, однако хорошие результаты дает и метод кристаллизации из расплава с флюсом. Условия синтеза ИАГа весьма подобны условиям выращивания корунда. Вначале иттрий-алюминиевый гранат применялся только в технике; добавляя некоторые лантаноиды (в частности, неодим), выращивали кристаллы, используемые в лазерной технике: кроме того, кристаллы ИАГ служат подложкой при синтезе ферримагнитных гранатов, применяемых в лазерной технике и радиоэлектронике.

В последние годы ИАГ широко применяют в ювелирных изделиях. Благодаря добавкам лантаноидов стало возможно получать кристаллы разного цвета – красные, зеленые, желтые, коричневые и др не встречающиеся в природе. За рубежом ИАГ выпускает ряд фирм, наибольшую по¬пулярность имеют гранаты фирмы "Линда" (США). В СССР ИАГ изготавливают по методу направленной кристаллизации, позволяющему выращивать идеально правильные и чистые кристаллы.

Искусственный гранат образуется при высоких температурах в глубоком вакууме в специальных аппаратах. Завод выпускает светлые гранаты, розовые, желтые и зеленые. Время синтеза – около 4 суток. Ведутся иссле¬дования, направленные на получение кристаллов ИАГ любой окраски – от пурпурной и лимонной до чисто-голубой и сиреневой. 3.7. Ниобат лития Ниобат лития – LiNbO3 – относительно мягкий синтетический камень (твердость около 5,5 по шкале Мооса). Интересен он прежде всего оптическими свойствами, что позволило использовать его в лазерной технике.

Показатель преломления его 2,2 –2,3, дисперсия вы¬сокая 0,12, что обеспечивает красивую игру камня. Кристаллы выращивают по методу Чохральского. При добавках в расплав окислов металлов переходной группы можно получить кристаллы различной окраски: при введении окиси хрома – зеленую, окиси железа –красную, окиси кобальта – голубую или синюю.

В СССР ниобат лития не синтезируют. 3.8. Фианит В 1970 – 1972 гг. Физический институт Академии Наук СССР (ФИАН) раз¬работал способ изготовления нового синтетического материала на основе кубической модификации окиси циркония и гафния (Zr, Hf)O2, – фиа¬нит. Природным аналогом фианита является тажеранит, открытый на Тажеранском массиве. Фианит обладает хорошей огнеупорностью и химичес¬кой стойкостью, высокой степенью прозрачности, показателем преломле¬ния и дисперсией.

Температура плавления фианита 2600 –2750 °С, твер¬дость 7,5 – 8 по шкале Мооса, плотность 6 – 10 г/см3, показатель преломле¬ния приближается к алмазу 2,1 – 2,2. По химическому составу фианит представляет собой окись циркония в сочетании с добавками редкозе¬мельных элементов – эрбия, церия, неодима или кобальта, ванадия, хрома и железа. Кристаллы фианитов образуются из расплавленной массы элементов, входящих в его состав.

Процесс кристаллизации происходит на специальных затравках при охлаждении расплава. Скорость роста кристал¬лов 8 –10 мм/час. Можно получить кристаллы фианита массой до 250 г. Окраска фианитов и его плотность определяются химическим составом. Небольшие количества примесей перечисленных элементов придают фиа¬нитам разнообразный цвет и оттенки: красный, розовый, фиолетовый, го¬лубой, желтый, белый и др кроме изумрудного. По цветовой гамме фиа¬нит может соперничать с аметистом, гранатом и цирконом, по красоте он превосходит алмаз.

Высокий показатель преломления фианитов, близкий к алмазу и большая дисперсия создают особую игру света при различных условиях освещения. Эти свойства в сочетании с разнообразной окраской позволяют имитировать природные драгоценные камни из фианитов, а также созда¬вать новые, оригинальные по окраске. В ультрафиолетовых лучах фианит в зависимости от примесей может люминесцировать голубым, желтым, фиолетовым и другим цветом.

В промышленном количестве фианиты начали выпускать в СССР с 1972 г. Он сразу завоевал всеобщее признание как в технике, так и в ювелирной промышленности. Из него изготавливают высококачественные линзы для оптических приборов и очков, так как благодаря высокому показателю преломления почти плоские линзы обеспечивают высокую степень увеличения, а также оптические устройства для квантовых генераторов. Перспективен этот материал и для химической промышленности, так как фианит химически стоек в агрессивных средах, тугоплавок, не окисляется и не испаряется при температурах более 2500 °С. Он является изолятором, но при нагревании до температуры более 300 °С становится проводником.

Обрабатывать фианит можно только в определенных направлениях кристалла. Он довольно сложен в обработке, легко растрескивается и крошится. Выход при огранке сырья обычно не превышает 10 – 15 %. При огранке высота нижней части камня должна быть более глубокой, что улучшает его "игру" , а "площадка" – более широкой.

Грани фианитов слегка закруглены, что служит дополнительным отличием этих камней от бриллиантов. Подобный фианиту материал для имитации драгоценных камней выпускают за рубежом. В США фирма "Серез Корпорейшен" (Вальтхэм, штат Массачусетс) синтезирует материал "диамонеск", очень похожий по сво¬им свойствам на фианит, в Швейцарии фирма "Гранд" Лдевахирджан" СА" (Монтей, Валанс) производит "джевалит", а в Австрии фирма "Д. Сваровски энд К0" (Ваттенс, Тироль) выпускает "цирконий* по советской лицензии". Цены на эти материалы – 10 долларов за 1 кар. Глава 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Синтетические ювелирные камни

Имитации драгоценных камней из стекла были широко распространены в Древнем Риме. В "Естественной истории" Плиний Старший писал, что карбункулы… Этот материал подгонялся и склеивался из трех слоев – черного, белого и… Позже стали применять дублеты, состоящие из двух различных камней – сверху драгоценный, а снизу менее дорогой: горный…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Синтетические ювелирные камни разной природы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные методы выращивания синтетических ювелирных камней
Основные методы выращивания синтетических ювелирных камней. В настоящее время существует ряд способов изготовления синтетических камней. Синтез драгоценных ювелирных и технических камней по способу

Синтетический алмаз
Синтетический алмаз. Синтезом алмазов занимались многие ученые. Ведущая роль принадлежит советскому физику О.И. Лейпунскому, который в 1938 г. провел теорети¬ческий анализ условий образования алмаз

Как отличить природные ювелирные камни от их синтетических аналогов
Как отличить природные ювелирные камни от их синтетических аналогов. Все синтетические материалы, применяемые в ювелирных целях, можно разделить на две группы: первую – синтетические камни – аналог

Имитация драгоценных камней из стекла
Имитация драгоценных камней из стекла. Стекло – наиболее дешевый и распространенный заменитель драгоценных камней. В конце XVIII в. Штрасе предложил рецепт особого свинцового стекла, удачно заменяю

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги