О природе вещей». Издание 1563 г.

С помощью атомистической тео­рии древние философы пытались объяснить разнообразие форм материаль­ного мира. Например, логично было предположить, что существуют разные «сорта» атомов, отличающиеся разме­рами и формой. Все они могут каким-то способом сцепляться друг с другом. И это ключ к пониманию различий в свойствах веществ. Скомбинировав ато­мы иначе, как детали в конструкторе, можно одно вещество превратить в другое. Подобное доказательство суще­ствования атомов, или первоначал, приводил древнеримский поэт и фило­соф Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.) в по­эме «О природе вещей»:

...существуют тела, которых

мы видеть не можем...

Ведь осязать, как и быть осязаемым,

тело лишь может.

И, наконец, на морском берегу,

разбивающем волны,

Платье сырее всегда, и, на солнце

вися, оно сохнет;

Видеть, однако, нельзя, как влага

на нём оседает,

Да и не видно того, как она исчезает

от зноя.

Значит, дробится вола

на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно

для нашего глаза...

Ибо лежит за пределами нашего

чувства

Вся природа начал. Поэтому

раз недоступны

Нашему зренью они, то от нас

и движенья их скрыты...

Вот посмотри: всякий раз, когда

солнечный свет проникает

В наши жилища и мрак прорезает

своими лучами,

Множество маленьких тел в пустоте,

ты увидишь, мелькая,

Мечутся взад и вперёд в лучистом

сиянии света.

Знай же: идёт от начал всеобщее

это блужданье...

Так, исходя от начал, движение

мало-помалу

Наших касается чувств,

и становится видимым также

Нам и в пылинках оно, что движутся

в солнечном свете,

Хоть незаметны толчки, от которых

оно происходит...

Читая эти строки, нельзя не уди­виться тому, что две тысячи лет тому назад люди, не имея научных приборов, додумались до столь тонких вещей, как существование атомов и их непре­рывное движение, похожее на броу­новское.