Систематика - окно в онтологию

Систематика - окно в онтологию.

В биологии долго господствовало мнение, что систематика вторична по отношении к филогении. Если верить Дарвину, генеалогическое дерево и есть единственная система организмов. Но все больше и больше твердо установленных фактов говорит о том, что такая позиция не только не является единственно разумной, но и попросту неверна. Обоснованию и подробному развитию тезиса, что естественная система форм живого имеет свои внутренние, вневременные, имманентные самой природе живого основания, наука обязана классическим работам Александра Александровича Любищева.

До Любищева большинство его коллег законно полагали, что систематика - сугубо вспомогательная дисциплина, нечто вроде библиографии, а потому ее проблемы никак не могут быть проблемами первостепенной важности. Спору нет - палеонтологическая летопись, то есть рассказ о том, как одни формы жизни сменялись другими, читается как увлекательный роман, но нельзя забывать и о том, что события, о которых она говорит, имеют в своей основе два чрезвычайно простых, онтологически банальных фактора - случай и естественный отбор.

Больше за этим нет ничего, и вид системы форм живого немногим более наполнен смыслом, чем конфигурация трещин на стекле, где вся философия исчерпывается словами Так получилось Еще в двадцатые годы Любищев ясно понял, что на основе дарвиновских постулатов построить систематику невозможно.

Нужны какие-то принципиально новые или хорошо забытые старые? подходы. В работе, датированной 1923 годом, он пишет Система может быть построена или на Платоне или на Дарвине со Спенсером построение системы из философии Дарвина оказалось иллюзией, надо строить систему, отрешившись от эволюционного подхода. В заключительной главе другой работы эта мысль развернута несколько более подробно вид как идея организмы - чистые формы проблема целесообразности как частный случай мировой гармонии, все более теряющей утилитарный характер и все более приобретающей эстетический характер красота как абсолютная реальность развитие организмов как воплощение идеи, имеющей конечной целью торжество духа над материей все это возрождение подлинного платонизма, главного и единственного серьезного противника дарвинизма, понимаемого как философская система, а не только как эволюционное учение. Иными словами, дарвинизм нет смысла улучшать, исправлять, модернизировать и т. д подобно тому, как бессмысленно исправлять и улучшать птолемееву систему, добавляя все новые эпициклы. 5.