рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Критический разбор учения Дарвина

Критический разбор учения Дарвина - раздел Биология, План. Введение.i. Учение Дарвина. Ii. Существует Ли Научная Альтернатива Дар...

План. Введение.I. Учение Дарвина. II. Существует ли научная альтернатива дарвиновской концепции эволюции? 1.Почему дарвиновскую концепцию нельзя считать научной? 2.Номогенез. 3.Эволюция без отбора? 4.Систематика - окно в онтологию. 5.Атомы и холоны. 6.Метафизичиская фокусировка. 7.Открытие Сергея Мейена. 8.Отбор до эволюции. 9.Уверение Фомы. Заключение.

Литература. ВВЕДЕНИЕ. Дарвиново учение овладело умами ученых всех специальностей, всего образованного и полуобразованного общества, и не останется, и даже не остается уже, без сильного влияния и на людей совершенно необразованных. В чем же заключается причина этого необычайного явления? Если хорошенько вникнем, то найдем ее уже в самом имени, которое общий голос и ученого мира и публики - дал этому учению, назвав его Дарвинизмом. Г. Тимирязев говорит В истории наук бывали примеры, что за известной теорией, за известной гипотезой сохранялось имя автора, но чтобы имя человека сделалось нарицательным названием для целого направления, целого отдела знания - подобного примера еще не бывало, а между тем во многих библиографических указателях, рядом с заголовками зоология, ботаника, геология вы встретите новый - Дарвинизм. Действительно ни одно направление, данное какой-либо отрасли положительных наук, или совокупности их, сколько бы оно само по себе важно и плодотворно ни было - ни данное Коперником астрономии, ни Галилеем физике, ни Лавуазье химии, ни Жюсье ботанике, ни Кювье зоологии - не назывались и не называются Коперникизмом, Галилеизмом, Кювьеризмом и т. п. Но однако если хорошенько поищем, то найдем целую область знаний, и притом именно ту, которая, по праву или нет, считает себя во главе всех знаний и наук, т.е. философию, где такое обращение собственного имени автора философского учения в нарицательное, для обозначение целой философской системы, весьма обычно.

Все говорят Картезианизм, Спинозизм, Шеллингизм, Гегелизм для обозначения философских учений, творцами которых были Декарт, Спиноза, Шеллинг, Гегель.

Таким образом, если мы причислим Дарвиново учение к философским учениям, то подмеченная г. Тимирязевым аномалия исчезнет окажется, что учение Дарвина получило название Дарвинизма не по причине особенного качественного превосходства и совершенства его, сравнительно с прочими учениями в области положительного знания, а по общему характеру этого учения, совершенно независимо от его внутреннего достоинства, характеру, по которому оно как бы изъемлется из области положительных наук, и относится к области философии. Всякому мыслящему человеку, какого бы он ни держался направления, сама собою и как бы насильственно навязывается мысль, что мир разумен, и именно разумен как факт, как результат.

Если бы это было не так, если бы предположение этой разумности не лежало в подкладке всего нашего мышления то очевидно, что самое возникновение как отдельных наук, так и науки вообще было бы невозможно, ибо исследование бесчисленного множества несвязанных между собою фактов было бы трудом невозможным и ни к чему не ведущим все равно, что счет песчинок на берегу морском.

Но если мир разумен как факт, как результат то должна же быть тому какая-нибудь причина столь же общая, как общ сам факт, как обще и неизбежно сознание этого факта.

И действительно, не только ученый и философ, но и всякий человек дает себе на это какой-либо ответ.

Как ни много, по-видимому, таких ответов, большинство их подводится собственно под один именно что если разумен результат, то разумна и сама, произведшая его причина. При составлении себе понятия о свойствах этой причины и отношении ее к результату - миру, мнения конечно расходятся. Одни уподобляют отношение этой разумной причины к произведенному ею миру - отношению человека к результатам его художественной или промышленной деятельности объяснение, дающее начало различным формам деизма, по которому разумность мира объясняется целесообразностью замысла его устройства. Другие признают разум, как выражаются на философском языке, имманентным миру, что соответствует различным формам пантеизма, по которому разумность мира объясняется внутренней закономерностью всех явлений его. Третьи, наконец, отрицая объективную разумность мира, вкладывают эту разумность в созерцающее мир Я но так как очевидно, что это созерцающее разумное Я должно погибнуть, или лучше - не могло бы даже существовать среди неразумного мира они принуждены были отвергнуть вместе с разумностью и самую реальность его что соответствует различным формам субъективного идеализма, который следовательно приписывает разумность мира, реально несуществующего, последовательной галлюцинации созерцающего Я , представляющейся ему разумной.

Все эти три формы миросозерцания можем мы обозначить общим именем идеализма, ибо все они, под тем или другим видом, прибегают в своих объяснениях к идеальному или духовному началу, господствующему над материей, или даже совершенно ее устраняющему.

Но существует мировоззрение отрицающее существование духа оно, конечно, должно отрицать и всякую разумность мира, которая должна быть лишь чем-то кажущимся, а не действительным.

Но это возможно лишь в том предположении, если, как весь мир, так и сам человеческий разум, созерцающий и исследующий его неизбежный, необходимый продукт некоторых простейших, самих по себе существующих данных, например материи и движения, действующих чисто механически и тогда эта-то механическая необходимость, продуктом которой являемся и мы сами, и представляется нам как разумность.

Это всего лучше может быть объяснено примером. Перемена времен года имеет своим результатом множество явлений, представляющихся нам разумными и целесообразными. Но перемена времен года зависит, как известно, от наклонения оси вращения земли к плоскости ее пути вокруг солнца и от сохранения параллелизма оси самой себе на всем этом пути. Но для объяснения этого последнего нет надобности прибегать к какому-либо особливому приспособлению для этого вполне достаточно отсутствие всякой причины, могущей нарушить этот параллелизм, и очевидно для такого отрицательного факта никакого дальнейшего объяснения не требуется.

Следовательно, все разумные по-видимому результаты перемен времен года суть неизбежные следствия механического закона вращение земли, т.е. необходимых самих по себе свойств этого движения. Такое объяснение было бы вполне удовлетворительно, если бы оно могло быть применено ко всем формам и явлениям неорганической и органической природы.

Но в том то и дело, что такое механическое объяснение решительно неприложимо к целым обширным категориям явлений, и в особенности по приложению к органическому миру, к объяснению той бесконечной разумности и целесообразности, которые обнаруживаются в приспособлении разнообразнейших растительных и животных организмов к условиям, неорганического мира, друг к другу, и отдельных частей организмов органов к целому.

Оно до такой степени неприложимо, что не только никому не удалось объяснить форм органического мира и их происхождение механически, но, собственно говоря, никто никогда и не пытался предложить такого объяснения. Только совершенно легкомысленное отношение к этому вопросу, предполагающее совершенное непонимание значения и смысла механического объяснения, позволило Геккелю утверждать, что будто бы Дарвин представил такое механическое объяснение.

Но если Дарвин этого и не сделал, тем ее менее оказал другую услугу материалистическому мировоззрению, доставив ему совершенно иную точку опоры. Именно, принцип механической необходимости он заменил принципом абсолютной случайности, которая является у него верховным объяснительным началом той именно части мира, которая представлялась носящей на себе печать наибольшей разумности и целесообразности. Хотя принцип случайности играл роль в некоторых философских учениях древности, как у Эмпедокла и Эпикура, но Дарвин первый провел его систематически с большим остроумием через целую область самых сложных явлений.

Итак, дело очевидно в том, что Дарвиново учение есть не только и не столько учение зоологическое и ботаническое, сколько вместе с тем, и еще в гораздо большей степени, учение философское. Дарвинизм изменяет, переворачивает не только наши ходячие и наши научные биологические взгляды и аксиомы, а вместе с этим и все наше мировоззрение до самого корня и основания, и притом как мировоззрение идеалистическое, так и материалистическое.

До появления Дарвинова учения, материалисты принуждены были основывать свой взгляд на природу не на строгом основании научных данных ибо не могли объяснить всего механически, а в значительной мере несмотря на них, или даже вопреки им, не иначе, как сознательно или бессознательно отворачивая глаза от целой категории явлений, и притом, по общему понятию, самой важнейшей - от явлений мира органического.

Они принуждены были ссылаться на смутность и запутанность этих явлений, распутать которую не удалось еще науке, но которая, по аналогии с расширяющеюся все более и более сферою механических объяснений, должна будет наконец подвести их под один общий материалистический или механический взгляд. Вместо такой неопределенной надежды на прогресс науки в известном смысле и направлении, Дарвинизм, казалось, дал возможность подвести и органический мир, со всеми его дивными приспособлениями органа к органу, и целых организмов к внешней среде, под общее материалистическое воззрение на природу.

Сама тайна происхождения разнообразия органических форм объяснялась до очевидности простыми, повсеместно наблюдаемыми, самими по себе понятным явлениями, или кажущимися по крайней мере таковыми. Верховному разуму не остается более места в природе, или по крайней мере он становится чем-то излишним, без которого очень хорошо можно, а следовательно и должно обойтись.

Правда, что сам Дарвин и не думает отвергать ни Бога, ни его творческой деятельности, не говоря уже о принимаемом им сотворении первобытной органической ячейки. Вот собственные слова его, сказанные по поводу постепенного усовершенствования глаза на различных ступенях органической лестницы Пусть этот процесс будет происходить в течение миллионов лет и в течение каждого года на миллионах особей разных видов не можем ли мы поверить, что живой оптический инструмент мог бы этим путем стать настолько совершеннее стеклянного, насколько дела Создателя совершеннее дел человеческих Но ведь этот путь есть путь абсолютной случайности, а абсолютная случайность не только не предполагает разумного руковождения Божества, но напротив того совершенно его отвергает, и, во всяком случае, не имеет в нем ни малейшей надобности.

Следовательно, мыслители, естествоиспытатели и вообще люди менее благочестивые, нежели Дарвин мог быть лично, очевидно получили логическую возможность оставаться при одной случайности как бы они, впрочем, ее во называли, как при вполне достаточном объяснительном принципе.

Когда на деле все происходит без разумного водительства, зачем же и предполагать его в причине? По чувству пожалуй - но по разуму нет для сего необходимости. Таким образом, материализм из непоследовательного учения, из предвзятого взгляда, по-видимому, один только и сделался вполне последовательным, вполне отрешенным от всего предвзятого, от всего предрассудочного.

Напротив того, идеализм потерял всякую фактическую почву, лишился главной фактической положительно-научной точки опоры. Из последовательного он сделался непоследовательным, могущим держаться именно только благодаря предвзятым идеям, предрассудочным понятиям. Ему уже приходится отворачивать глаза от всей области природы, собственно говоря, от всего объективного мира. Опорой остается ему лишь духовный субъективный мир. Но во что обращается этот духовный мир, когда главный и даже единственный наличный представитель его - человек, со всеми его свойствами и дарами, происходит от обезьяновидных животных, без привнесения, при этой медленной, постепенной метаморфозе, чего бы то ни было нового, особенного когда человек отличается от своих родоначальников только количественно, а не качественно, и когда эти родоначальники сами, нисходя или восходя как угодно, смотря по смыслу, который будет придаваем этим словам со ступени на ступень, в конце концов происходят от наипростейшей органической клеточки? Но главное препятствие к распространению материалистического или механического взгляда на всю природу дивное устройство органического мира, устранялось Дарвинизмом. В чем же заключается существеннейшим образом то свойство Дарвинова учения, по которому эта, по-видимому чисто зоологическая и ботаническая теория, имеет, не в пример прочим, такое первостепенное значение для направления общего мировоззрения в известную сторону, т. е что именно придает этой специально-научной теории то огромное философское значение, которое она имела для своих последователей, или лучше сказать для всего современного общества? Это совершенно ясно выражено в следующих немногих строках в начале его введения к Origin of species Разбирая вопрос о происхождении видов, совершенно понятно, что естествоиспытатель, размышляя о взаимном сродстве органических существ, об их эмбриологических отношениях, географическом распределении, геологической последовательности и о других подобного рода фактах, мог бы прийти к заключению, что виды не были созданы независимо друг от друга, но произошли, подобно разновидностям, от других видов.

Однако же такое заключение, хотя бы вполне основательное, оставалось бы неудовлетворительным до тех пор, пока оно не могло бы показать, каким образом бесчисленные виды, населяющие мир, были изменены так, чтобы приобрести то совершенство строения и приспособления, которое справедливо возбуждает наше изумление. Из этой выписки можно ясно усмотреть ту двоякую задачу, которую Дарвин предпринял решать.

Во-первых, это вопрос о происхождении разнообразных органических форм - специально научная, специально зоологическая и ботаническая часть задачи во-вторых, это вопрос о целесообразности в природе - общефилософская часть задачи.

Как ни важна сама по себе первая, с общечеловеческими интересами она имеет только одну точку соприкосновения - это происхождение самого человека, который, как бы мы на себя ни смотрели, все-таки - несомненно, зоологический вид. Без этой частности, конечно имеющей для нас огромную важность, но все таки частности, первая часть задачи могла бы оставаться и без сомнения осталась бы в специальном ведении зоологов и ботаников.

Без сомнения, если бы Дарвин никогда и не написал своего Descent of man, то вопрос тем не менее был бы решен в том же смысле и направлении, как и после категорического объявления, что человек происходит от обезьяно-подобных животных.

Решение это подразумевательно заключалось уже в общем решении вопроса, как оно дано в книге о происхождении видов.

Другая часть задачи, решающая вопрос о происхождении не видов, не органических форм, а целесообразности в природе вообще, имеет несравненно более важное и глубокое философское значение.

При решении ее в том смысле, как её решает Дарвин, даже вопрос о происхождении человека, от кого и от чего бы-то ни было, становится совершенно безразличным. Если этот мир не более как бессмысленное скопление случайностей, принявшее только вид ложного подобия разумности, то право, совершенно все равно, как и от чего бы ни происходил человек, от обезьяны, от свиньи или лягушки.

Он во всяком случае происходил бы от бессмысленного, и сам был бы вопиющей бессмыслицей. Одна из причин и даже главная причина, по которой Дарвинизм получил такое широкое распространение и такое владычество над умами современников, заключается именно в том, что он устраняет целесообразность в природе, или лучше сказать объясняет ее, не прибегая к посредству идеального начала.

Эта целесообразность сидела точно бельмо на глазу у естествоиспытателей последних пятидесяти-шестидесяти лет, пока Дарвин своею искусною операциею не снял, по-видимому, этой катаракты. Дарвиново учение показывает, что оно именно случайность выставляет верховным принципом, объясняющим явление целесообразности в органическом мире, которая является только кажущеюся целесообразностью, ложным видом ее, иллюзиею почему и учение это должно назвать псевдотелеологией. Из сказанного ясно, какой первостепенной важности вопрос о том, прав Дарвин, или нет, не для зоологов и ботаников только, но для всякого мало-мальски мыслящего человека.

Важность его такова, что нет другого вопроса, который равнялся бы ему по важности, ни в одной области нашего знания и ни в одной области практической жизни. Вопрос, решаемый Дарвинизмом, неизмеримо важнее и всего имущества, и всех благ, и жизни не только каждого из нас в отдельности, но жизни всех нас и всего нашего потомства в совокупности.

Дарвинизмом устраняются последние следы того что принято теперь называть мистицизмом, устраняется даже мистицизм законов природы, мистицизм разумности мироздания. А если разумность, то конечно и сам разум, как божественный, так и наш человеческий, устраняется, или является одним из частных случаев нелепости, бессмысленности, случайности, которые и остаются истинными, единственными господами мира и природы. Вот вопрос, который предложен нам Дарвинизмом! I. Учение Дарвина.

Дарвинизм - это материалистическая теория эволюции органического мира, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. Дарвинизм делает попытку доказать реальность эволюции и убедительно объяснить механизм эволюционного процесса. Созданию дарвинизма предшествовали концепции ряда учёных, провозглашавших изменяемость видов трансформизм, но не сумевших вскрыть причины и механизмы эволюции. Из трансформистов лишь Ж. Б. Ламарк разработал логически последовательную систему взглядов, которая однако, давала в целом идеалистичное объяснение эволюционного процесса.

Работу над своей теорией Дарвин начал в 1837, первый её очерк был написан в 1842, после чего Дарвин продолжал собирать и анализировать новые факты. Он опирался на данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, систематики, биографии и геологии, широко использовал достижения практики сельского хозяйства, особенно селекции. Важную роль в формировании взглядов Дарвина сыграло учение Ч. Лайеля о геологической эволюции Земли, в частности выдвинутый Д. Геттоном и Ч. Лайелем принцип актуализма, согласно которому на Земле в прошлом действовали те же факторы, что и в наше время. Основные положения теории Дарвин изложил в 1859 в книге Происхождение видов, путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь, развил в последующих трудах - Изменение животных и растений под влиянием одомашнивания 1868 и Происхождение человека и половой отбор 1871 . Название Дарвинизм предложено А. Уоллесом, который независимо от Дарвина пришёл к близким выводам.

Движущими силами эволюции Дарвин считал наследственную изменчивость и естественный отбор.

Он впервые поставил в центре внимания эволюционной теории не отдельные особи, а виды и внутривидовые группировки, в противоположность аргонизмоцентрическому подходу ранних трансформистов свойственному и Ламарку. Дарвин собрал многочисленные доказательства изменчивости организмов и в природе, и в условиях одомашнивания.

Он выделил две основные формы изменчивости неопределённую и определённую, предавая основное значение в эволюции неопределённой изменчивости. Позднее было выяснено, что определённая изменчивость модификации ненаследственна. В условиях одомашнивания на основе наследственной изменчивости организмов путём искусственного отбора человек создал многочисленные породы домашних животных и сорта культурных растений. По аналогии Дарвин пришёл к выводу, что и в природных условиях действует фактор, движущий и направляющий эволюцию организмов естественный отбор.

Дарвин показал, что в природе организмам любого вида свойственна постоянная борьба за существование, складывающаяся из их взаимодействий с факторами внешней среды абиотическими и биотическими и внутривидовой конкуренции. Борьба за существование обычно приводит к гибели значительного числа особей в каждом поколении любого вида и к выборочному участию особей в размножении. Неизбежным результатом наследственной изменчивости организмов и борьбы за существование является естественный отбор - преимущественное выживание и участие в размножении наиболее приспособленных особей каждого вида. Следствиями естественного отбора является видообразование, сопровождаемое закреплением адаптации, дивергенция и прогрессивная эволюция.

Приспособленность организмов к окружающей среде носит относительный характер. Частный случай естественного отбора - половой отбор, обеспечивающий развитие признаков, связанных с функцией размножения.

Дарвинизм впервые дал логически последовательное и материалистическое решение важнейших проблем эволюционного учения. После опубликования теории Дарвина эволюционные идеи получили широкое распространение. Однако классический дарвинизм оставил нерешённым ряд важных вопросов сущность наследственности, механизмы возникновения наследственной и ненаследственной изменчивости и их эволюционная роль, сущность и структура биологического вида. В начале 20 в. считали, что эволюцию можно объяснить мутациями без участия естественного отбора.

Давшая начало новой науке - генетике, менделизм и мутационная теория, сначала были восприняты как учения, целиком заменяющие дарвинизм. Синтез дарвинизма и генетики произошёл в 20-30-х годах 20в. Сложилась так называемая синтетическая теория эволюции, концентрирующая внимание в основном на процессах микроэволюции и видообразования. Новейший этап развития дарвинизма характеризуется использованием данных молекулярной биологии для более глубокого понимания механизмов наследственной изменчивости, практические применения основных его положений к проблемам антропогенного изменения биосферы и управления живыми природными ресурсами.

Критика дарвинизма в разное время велась рядом учёных с позиций автогенеза и других концепций, имеющих автогенезтичную окраску и этоногинеза. II.Существует ли научная альтернатива дарвиновской концепции эволюции? Существуют два принципиально разных подхода к ответу на этот кардинальный вопрос. В соответствии с первым, феномен изменения форм живого есть случайный процесс, определяемый двумя хотя и разными по сути, но при всем том - случайными факторами.

Это хаотические мутации и естественный отбор. На подобных представлениях и основаны все версии дарвинизма, в том числе и самые современные. Жизнь есть лишь некий эфемерный на фоне подавляющих космологических масштабов феномен, а вместе с тем и разум как космический фактор есть также нечто случайное и преходящее. Согласно второму подходу, процесс эволюции в своей основе закономерен, что проявляется даже на фоне множества случайных факторов.

Эта концепция известна под названием номогенеза. В современной науке дарвиновский подход доминирует, молчаливое большинство биологов уверено в том, что он есть единственно возможное объяснение феномена эволюции, что ему нет и не может быть разумной альтернативы. Так ли это на самом деле? Возможна ли научная альтернатива дарвинизму? Поставленные здесь вопросы порождают целый каскад новых.

И важнейший из них был задан очень давно - а является ли сам дарвинизм подлинно научной теорией? Также очень давно был дан и хорошо аргументирован отрицательный на него ответ, но же есть выход из тупика, и перспектива получить научное объяснение феномена эволюции связана с концепцией номогенеза. В ее формировании и развитии приняли участие великие отечественные биологи Л. С. Берг, Н. И. Вавилов, А. А. Любищев, С. В. Мейен. Но вначале имеет смысл напомнить основные возражения, выдвигаемые против дарвиновского подхода к объяснению эволюции. 1. Почему дарвиновскую концепцию нельзя считать научной? Современное существование дарвиновского учения имеет характер какой-то странной двойственности, некоего парадокса.

Эта концепция признана официальной доктриной современной академической науки. Она лежит в основании того, что принято считать научной картиной мира. Но при всем этом всякий человек, критикующий дарвинизм, как бы ломится в открытую дверь - ведь чисто научная его несостоятельность доказана давно и на бесчисленных примерах. Вот лишь самый краткий перечень наиболее часто приводимых аргументов а теория эволюции слишком туманно сформулирована, для того, чтобы быть строго подтвержденной или опровергнутой.

Дарвинизм всегда излагался логически неряшливо. Кроме того он не есть нечто однородное и представляет собой целый набор иногда сильно противоречащих друг другу интерпретаций сколько дарвинистов, столько и дарвинизмов б все предъявляемое в качестве демонстрационных примеров, якобы доказывающих дарвиновскую теорию, как то наличие у сходных организмов аналогичной генетической структуры, рудиментарные органы, данные селекционеров и т. д при более тщательном рассмотрении могут найти и иное вполне разумное объяснение в в основе теории эволюции лежит представление о случайных, ненаправленных мутациях.

При всем том даже приблизительные, качественные оценки вероятностей, связанных с такими процессами, сразу же дают катастрофический результат, изображаемый десятичными дробями с огромным числом нулей после запятой.

Никакого объяснения этому не дано. Обычные ссылки на длительность эволюционного процесса миллиарды лет и огромное число особей, участвующих в отборе, вполне декларативны и ничего не разъясняют г вопреки распространенному мнению, открытия современной биохимии, генетики не укрепляют, а ослабляют и без того эфемерные позиции дарвинизма. Становится все более ясным, какой сложный и тонко сбалансированный комплекс физико-химических процессов соответствует живому. Для того чтобы мутация была благоприятной необходима чудесное совпадение, синхронная мутация сразу целого набора генов, которые соответствуют различным точно сонастроенным в процессе жизнедеятельности органам, системам и функциям д в классической версии дарвинизма процесс эволюции рассматривается как непрерывный и постепенный.

Сам Дарвин, как известно, серьезно верил, например, в то, что медведь в процессе непрерывных, пластических деформаций может со временем превратиться в кита. Эволюция - это своего рода ламинарный процесс, плавное перетекание одной формы в другую.

Есть серьезнейшие основания думать, что это не так. Прежде всего, палеонтологический материал изобилует огромными пробелами, наводящими на мысль о том, что множество допустимых форм живого отнюдь не непрерывно, но образует многомерную матрицу состоящую из подмножеств со вполне очерченными границами. Тот же материал свидетельствует о неоднократно происходивших в истории живого резких и захватывавших сразу огромные регионы мутациях.

О том же говорит и опыт селекционеров изменения, которые могут быть достигнуты селекцией имеют четкие, поставленные самой природой пределы. Поэтому хотя она может приводить к внешне очень значительным изменениям, возможности ее ограничены. Это значит что, хотя внешние изменения могут представляться очень большими, фундаментальные структуры и функции остаются неизменными. Итак, биологический вид представляет собой размытый кластер множества допустимых состояний.

Переход из одного в другой невозможен последовательностью непрерывных изменений. Все это очень похоже на некоторые физические, и, в частности квантовые системы, имеющие дискретный набор разрешенных состояний, переход между которыми может быть только скачком. Концепция постепенных изменений противоречит известным биологическим фактам. Но и представление о быстрых изменениях сталкивается с неразрешимой проблемой ничтожной вероятности случайного совпадения одновременных благоприятных мутаций ж если закрыть глаза на все эти неразрешимые противоречия, и поверить на слово дарвинистам, что они все-таки дают правильное, хотя бы качественное, объяснение микроэволюции, то есть эволюции на низших таксономических этажах, с неизбежностью встает не менее серьезная проблема макроэволюции, то есть эволюции таксонов более высоких уровней. Необходимо объяснить, почему, например, из первобытных бактерии и водорослей образовались в последующем насекомые и моллюски, а не только более совершенные бактерии и водоросли - ответа нет При всех перечисленных доводах следует сказать, что очень долго не было в науке направления, которое бы веско и доказательно встала на путь противовеса учению Дарвина.

Ситуация значительно изменилась после того, как в работах отечественного биолога Сергея Викторовича Мейена были сформулированы основные положения номотетической теории эволюции.

Следует, конечно, иметь ввиду, что у Мейена были великие предшественники. 2. Номогенез.

Само понятие - номогенез, и аргументы в пользу того, что, вопреки Дарвину, эволюция - отнюдь не случайный, но закономерный процесс подробно и убедительно обосновал Лев Семенович Берг в своих классических работах 20-х годов, из которых главная и наиболее известная - Номогенез, или эволюция на основе закономерностей. Берг формулирует проблему так Есть ли эволюция случайный процесс, который обусловлен лишь двумя факторами хаотическими мутациями и естественным отбором, или же напротив это процесс в своей основе закономерный, выявление некоторой тенденции, имманентного закона, который и направляет ее ход? В такой, постановке, вопрос может показаться не вполне корректным, и даже беспредметным, ведь и случайные в своей основе процессы могут подчиняться весьма строгим статистическим законам.

Более точно его суть можно уяснить из простой аналогии хотя на развитие отдельного организма влияет множество случайных факторов, но нет сомнения и в том, что здесь главный, определяющий - внутренний - информация, заложенная в генах.

Вся его история, есть разворачивание, реализация программы, от которой только и зависит, что же вырастет, например, из данного семени - береза или сосна. Вся эволюция биосферы есть, согласно Бергу, разворачивание, какого-то Закона, или может быть правильнее сказать, многовариантной программы, в которой содержатся и многочисленные способы ее реализации. Поэтому Берг и назвал свою концепцию номогенезом, противопоставив ее дарвиновской концепции тихогенеза, т. е. развитию, основанному на случайности.

Можем ли мы сегодня, хотя бы в самых общих контурах представить себе, как же выглядит этот закон? Ответ отрицательный, но наше незнание вовсе не означает, что такого закона нет. В своих работах Берг суммирует огромный фактический материал, накопленный уже к началу 20 века, который и свидетельствует в пользу номогенетической природы эволюции. Этот материал говорит о присутствующих в системе форм живого многочисленных ритмах и рифмах, которые невозможно объяснить исходя из случайности.

В качестве иллюстрации кратко напомним лишь некоторые из них а предварение признаков филогенетическое ускорение. Известно, что в эмбриональный фазе наблюдаются признаки тех стадий, через которые предположительно прошла эволюция данной группы. В свое время Э. Геккель, горячий сторонник и пропагандист дарвинизма, сформулировал правило, получившее название биогенетического закона онтогения повторяет филогению.

Картинки, иллюстрирующие это правило на протяжении многих десятков лет воспроизводились в учебниках биологии. Почему-то считается, что он служит прямым аргументом в пользу дарвиновской концепции, хотя его можно понимать лишь как свидетельство того, что эволюция вообще имеет место, в чем, конечно же, мало кто сомневается. Гораздо реже обсуждается факт, что имеет место и обратное, симметричное по времени явление индивидуальное развитие может не только повторять филогению, но и предварять ее. Это правило применимо не только к отдельным организмам, но и к целым их группам филогения какой-либо группы может опережать свой век, осуществляя формы, которые в норме свойственны более высоко стоящим в системе организмам.

Это в частности значит, что признаки, которые появляются в результате предварения, не могли получиться как результат действия дарвиновского механизма. Как и индивидуальное развитие, эволюция есть процесс разворачивания, реализации уже существующей программы б конвергенция.

О том же убедительно свидетельствует и явление конвергенции в таксономических группах, зачастую очень далеко отстоящих одна от другой, появляются удивительно сходные признаки. Хрестоматийный пример - сходство в строении глаз человека и осьминога. Других примеров несть числа и Берг упоминает о том, что двоякодышащие и амфибии показывают в своей организации ряд удивительных сходств, настолько бросающихся в глаза, что ранее были склонны производить амфибий от двоякодышащих. Теперь твердо установлено, что это не так, между тем в двух независимых эволюционных ветвях появляется множество соответствий.

Конвергенция затрагивает все жизненно важные, основные системы организма скелетную, кровеносную, нервную и т. д. Возникает впечатление, что эволюцию замышлял один конструктор, применявший сходные решения для принципиально важных проблем. в монофилепгизм или полифилетизм Согласно Дарвину, все множество форм живого возникло из одной или очень немногих первичных форм монофилетизм, и все дальнейшее развитие шло только дивергентно. Автор Происхождения видов вынужден настаивать на ди-вергентности, чтобы хотя бы на словах объяснить, как же смогло возникнуть такое фантастическое разнообразие форм живого.

Монофилетизм и дивергенция - это принципиально важные допущения в логической схеме теории эволюции, фактически играющие роль ее дополнительных постулатов. Между тем палеоонтологический материал свидетельствует, что наряду с явлением конвергенции имеет место не менее удивительное явление полифилетизма, когда сходные порой малоразличимые формы возникают от совершенно разных корней.

Но отсюда следует очень важный вывод, что многообразие форм живого следует изображать не непрерывно ветвящимся генеалогическим деревом, но многомерной матрицей, устроенной так, что различные ее клетки могут быть достигнуты различными путями. г гомологические ряды. Явление гомологических рядов было известно давно, но именно благодаря классическим работам Н. И. Вавилова стал ясен его фундаментальный смысл.

Оно заключается в том, что у растений родственных видов наблюдается устойчивое повторение одних и тех же признаков. Вавилов продемонстрировал это на примере многообразии видов пшеницы. У мягкой пшеницы наблюдаются вариации с остистыми, безостыми, полуостистыми колосьями. Присутствуют и вариации цвета белоколосые, красноколосые и т. д. Родственные мягкой пшенице виды имеют те же вариации. Берг хорошо знал о результатах работ Вавилова и в своей книге ясно указал на его номогенетический смысл.

Подведем некоторые итоги. Целый ряд общебиологически феноменов свидетельствует, что процесс эволюции не может быть описан в рамках дарвиновской схемы даже качественно. Напротив, его следует рассматривать как разворачивание, реализации какой-то многовариантной суперпрограммы, то есть как, процесс, имеющий в своей основе некий закон, номос. Вопрос о том, что же служит источником этих номос, этих законов, Берг не обсуждает. Фактические основания концепции номогенеза не только не уменьшились, но существенно окрепли. 3. Эволюция без отбора? Счет, предъявленный автором Номогенеза теории эволюции, не только не оплачен, но в нем появляются все новые и новые строки. Поэтому стремление найти выход из бесконечного тупика всепобеждающего дарвиновского учения неизбежно.

В этом смысле книга известного биолога, нобелевского лауреата Лима-де-Фариа с выразительным названием Эволюция без отбора. Автоэволюция формы и функции - одна из самых известных.

Показательно, что аргументы, приводимые автором против теории Дарвина, во многом повторяют аргументы Берга, написавшего свои работы более чем восемьдесят лет назад. Так что же такое Автоэволюция? В предельно кратком изложении концепция выглядит так. Биологическая эволюция детерминируется тремя предшествующими ей элементарных частиц, химических элементов и минералов. Во всех этих процессах естественный отбор или нечто ему подобное, если даже имел место, то был второстепенным фактором.

Основной конструктивный процесс - самосборка, особое сочетание специфических для каждого уровня компонентов. При этом действуют строгие правила закрепления аналог наследственности и изменения аналог мутаций, заложенные в их организации. Таким образом, то что может казаться случайным, есть на самом деле, один из многих вариантов закономерного. Для всех трех уровней действуют правила а все формы и функции возникают от нескольких основных форм и функций б все новые формы и функции возникают исключительно путем комбинирования в в их организации участвуют принципы симметрии и ассиметрии г число вариантов ограничено и невелико д на всех уровнях преобладает упорядоченность.

На биологическом уровне действительны те же правила, а поэтому и эволюция живых организмов детерминирована эволюциями на предшествующих уровнях. Каждый новый уровень возникает как типичное новшество не потому, что он создает в корне нечто новое, но потому, что он представляет собой продолжение лишь очень немногих уже ограниченных комбинаций предшествующих уровней 4.

Систематика - окно в онтологию

Обоснованию и подробному развитию тезиса, что естественная система фор... . Спору нет - палеонтологическая летопись, то есть рассказ о том, как од... Но все больше и больше твердо установленных фактов говорит о том, что ... В работе, датированной 1923 годом, он пишет Система может быть построе...

Атомы и холоны

Он, конечно, прекрасно понимал, что среди окружающих нас вещей агрегат... Здесь мы также можем привести современные аналоги фотон, электрон, гра... Один из возможных примеров - известное всем квантовое обменное взаимод... Нелишне отметить, что именно те объекты, которые физики, экспериментал... 6.

Открытие Сергея Мейена

Ведь в Ветхом Завете утверждается Бог создал всякие вещи сразу Сир. Это может показаться странным - величайшее биологическое открытие, и в... Выяснилось принципиально важное обстоятельство хотя атомы состоят из н... Либо сделать вид, что ничего не произошло и ждать каких-то дополнитель... Открытие Сергея Мейена.

Заключение. 12 февраля 1999 года мир отмечал 190-летие со дня рождения Чарльза Дарвина.

Сегодня, в начале XXI-го века, он как ни странно, все еще считается великим ученым, разработавшим эволюционное учение. В наших школьных и вузовских учебниках биологии есть целый раздел, посвященный теории эволюции. Книга Дарвина представляла собой скорее философский трактат, нежели научную монографию.

В ней было много гипотез, предположений, фантазий, умозрительных построений, но практически полностью отсутствовали какие-либо факты и доказательства. Наука же, как известно, основывается прежде всего на фактах, на эмпирических данных. На фантазиях может быть построена, как правило, лишь лженаука. Прежде всего, например, если одни виды произошли путем постепенных эволюционных изменений от других, то должны были существовать промежуточные формы этих видов, они должны были бы обнаруживаться при раскопках.

Сам Дарвин это хорошо понимал, он писал Почему же мы не обнаруживаем в земной коре разнообразнейшие промежуточные звенья в бессчетных количествах? Геология отнюдь не представляет нам подобной завершенной и последовательной цепи и это, вероятно, самое серьезное возражение, которое может быть выдвинуто против моей теории. Как видим, как только речь в его книге заходила о конкретных доказательствах его теории, сам он тут же говорил пас. Но, тем не менее, Дарвин надеялся, что в будущем доказательства, то есть, промежуточные звенья обязательно будут найдены.

Прошло более 140 лет. Наука на месте, естественно, не стояла, и к настоящему времени, по оценкам специалистов, найдено более 10 различных окаменелых экземпляров животных и растений. И среди них пока не обнаружено ни одного промежуточного звена. Ни одного! Теория Дарвина так и осталась недоказанной гипотезой. Но к настоящему времени опровержений этой гипотезы наука огромное количество.

Мощным ударом по дарвинизму в свое время было открытие Г. Менделем законов наследственности. Еще в 1907-м году наукой признан ложным придуманный Э. Геккелем биогенетический закон - что будто бы эмбрион животного проходит за время беременности стадии эволюции своего вида из древней амебы. А этот закон по-прежнему украшает наши учебники и является обязательным для изучения. Найденные фанатами эволюционной теории некоторые промежуточные формы между обезьяной и человеком, при более внимательном изучении оказывались либо фальсификациями, либо просто обезьянами, либо просто людьми.

Так называемые австралопитек и рамапитек оказались обычными, известными видами обезьян, питекантроп - фальсификацией, неандерталец - обычным человеком. Полностью разгромлено еще одно доказательство эволюции - наличие так называемых рудиментарных органов. Во времена Дарвина наука на знала функций примерно 180 различных человеческих органов - и на этом основании они были объявлены эволюционистами рудиментарными - то есть, доставшимися человеку в наследство от эволюционных предков и утратившими к настоящему времени свое назначение.

На сегодняшний день функции всех этих органов уже выяснены и изучены. Рудиментов и атавизмов у человека нет! Еще в 1905 году был сформулирован фундаментальный научный закон - 2-й Закон термодинамики. Он гласит, что наш мир, в котором мы живем, не может самоусложняться, наоборот, ему присуще фундаментальное свойство саморазрушения, дезорганизации. Иначе говоря, этот закон абсолютно однозначно и бескомпромиссно запрещает эволюцию, которая подразумевает самоусложнение.

Теория эволюции аналогична теории perpetuum mobile - вечного двигателя. Последний, как известно, запрещен Первым Законом термодинамики законом сохранения энергии, наша же пресловутая теория эволюции - Вторым. Разница только в том, что людей, непонимающих 2-й Закон, в мире оказалось намного больше, чем непонимающих 1-й из-за чего, по-видимому, теория эволюции и не объявлена до сих пор мировым научным сообществом лженаукой.

Существует еще и, скажем так, моральный аспект теории эволюции. Сто лет назад, прочитав книгу Дарвина, кембриджский профессор геологии Седжвик сказал, что, если эта теория будет принята на веру, человечество озвереет и деградирует до такой степени, какой еще не знала история. Все это мы и смогли наблюдать в ХХ-м веке. Дарвинизм явился теоретической основой, или по крайней мере, важнейшим элементом самых человеконенавистнических философских учений - прежде всего марксизма и нацизма.

Маркс, например, неоднократно утверждал, что теория Дарвина - естественнонаучная основа понимания исторической борьбы классов. Он, как известно, даже хотел посвятить Ч. Дарвину свой Капитал. А одна из работ его соратника Энгельса называлась Роль труда в превращении обезьяны в человека. Гитлер также исповедовал веру в эволюцию. Он искренне верил, что германская раса эволюционировала лучше всех остальных народов, и на этом основании имеет право уничтожать недоразвитых. Удивительно то, что мы осуждаем большевизм и фашизм, но не можем понять такую простую истину, что они явились результатом распространения определенных философских воззрений. Вначале общество усвоило лженаучное эволюционное мировоззрение, затем на его основе возникли фашистские и коммунистические теории, и уже как следствие - практическое воплощение этих теорий в виде Освенцима и Архипелага ГУЛАГа. Общеизвестно, что эволюционная теория является основанием для атеистического мировоззрения.

Недаром на Западе она приживалась отнюдь не так легко, как у нас в России.

Запад всегда был более религиозен в христианском смысле, и так запросто отказываться от веры в Христа только на том основании, что какой-то умник сочинил не имеющую никаких научных доказательств теорию, там не собирались. В США, например, долгое время действовали так называемые антиэволюционные законы, запрещающие преподавание теории эволюции в школах. И сейчас там, да и во всем мире, постоянно проходят конференции и научные диспуты, развенчивающие дарвинизм - в результате чего все более и более становится ясно, что истинен-то все-таки именно креационизм. Дарвинистская теория естественного отбора - это завуалированный призыв к насилию.

Ибо она говорит о том, что выживает сильнейший, самый приспособленный. То есть, она побуждает человека как бы доказывать, что он сильный и приспособленный. А так как проявлением силы у многих подсознательно считается агрессивность, то она стимулирует у людей это качество.

Человек вынужден доказывать себе и окружающим, что он приспособленный и сильный, и как бы по этой причине имеет право на жизнь. Результат - повышение агрессивности в обществе, что влечет за собой, как следствие, множество социальных проблем Креационизм утверждает, что человек имеет право на жизнь потому, что он образ Божий, и жизнь ему дает Бог. Литература. 1. Данилевский Н. Я. Дарвинизм Критические исследования. Спб 1885. 2. Страхов Н. Н. Полное опровержение дарвинизма.

Русский вестник, 1887, 1. 3. Берг Л. С. Номогенез, или эволюция на основе закономерностей. Птб. Гос. Изд 1922. 4. Берг Л. С. Теории эволюции. Птб. Гос. Изд 1922. 5. Берг Л. С. Закономерности в образовании органических форм. Труды по прикладной ботанике и селекции, т. 14, вып. 5, с. 19. 6. Берг Л. С. Труды по теории эволюции. Л. Наука, 1977. 7. Любищев А. А. Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. М. Наука,1982. 8. Лима де Фариа А. Эволюция без отбора.

Автоэволюция формы и функции. М. Мир, 1991. 9. Чайковский Ю. В. Элементы эволюционной диатропики. М. Наука, 1990. 10. Цит. по Соколов Д. С. А. А. Любищев и тенденции развития современной биологии Любищевские чтения, Ульяновск, 1995. 11. Чайковский Ю. В. К общей теории эволюции. Путь, 4 1993, с. 109. 12. Московский А. В. Платон, Флоренский и современная наука. Сознание и физическая реальность, т. 1, 1-2, 1996, с. 38. 13. Любищев А. А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры. М 1997. 14. Мейен С. В. Работы по проблемам системы, эволюции и формы организмов.

Александр Александрович Любищев. Светлев П. Г Ред. Л. Наука, 1982. 15. Чайковский Ю. В. Преобразование разнообразия. Эволюционная теория Сергея Мейена. Химия и жизнь. 1994, 4, с. 20. 16. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. Наука. 1987, с. 82 17. Московский А. В. Эволюция без отбора или отбор до эволюции? Репринт МНТЦ ВЕНТ 77, М 1995. 18. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика.

М. Мысль. 19. Соловьев B. C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Соловьев B. C. Сочинения, М. Раритет, 1994. 20. Петренко О. В. Размышления физика о тайне творения Вселенной. Фома. 1 4 , 1997. См. также Послушник Олег Петренко. Уверение Фомы. Симфония веры и знания М. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996.

– Конец работы –

Используемые теги: Критический, Разбор, учения, Дарвина0.068

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Критический разбор учения Дарвина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

Основные положения учения Дарвина
Сущность мировоззрения этого периодазаключается в представлениях о постоянстве, неизменности и изначальнойцелесообразности природы. Такое… Огромную задачу систематизацииэтих материалов выполнил Карл Линней 1707-1778 ,… Линней полностьюразделял метафизические представления о природе, усматривая в ней изначальнуюцелесообразность, якобы…

Эволюционное учение Дарвина
Различают борьбу внутривидовую (между особыми одного вида), межвидовую (между особями разных видов) и борьбу с неблагоприятными… Творческая роль отбора заключается в том, что в процессе эволюции он сохраняет… Дарвин назвал эту наследственность неопределенной. Источником наследственной изменчивости являются мутации.…

Политическое и правовое учение Древнего Китая. Учение мудреца Конфуция
Для освещения данной темы первоначально необходимо освятить особенность Китайского права.Традиционная для Китая концепция общественного строя,… Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы постулат о существовании… Во-первых, как гармония между человеком и природой. Поведение людей должно соответствовать естественному порядку. …

Учение Дарвина о происхожденнии видов
Его учение преподавалось и преподается в средних и высших учебных заведениях как основополагающее. Но сейчас, в начале третьего тысячелетия ученые… Замечу, что и эволюционные гипотезы ученых-материалистов Запада также не… Выведенные ими "законы" биологической эволюции не в состоянии объяснить именно те особенности человека, которые ставят…

Идея всеединства В. Соловьева и его этическое учение
Пытаясь создать картину мироздания, основанную на идее Бога, как абсолютного сверхприродного идеального начала, Соловьев рассматривает… Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.Рассмотреть философию… Контуры всеобъемлющей философской системы, намеченной в работах «Философские начала цельного знания» и «Критика…

Диалектика как учение о развитии и способ философствования
Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в… Развитие античной философии и науки расширило сферу применения диалектики. Как… Космос для него не тайна, а самодостоверная очевидность, органически целостное, динамически живое и непременно…

Диалектика как учение о всеобщих и универсальных связях и развитии
Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений. А теперь, дадим определение диалектики, как одного из методов познания… Диалектика предстает как учение о связях. Диалектическому мышлению присущ… Представителями этих направлений были Парменид и Гераклит. Досократики различали бытие «по истине» и бытие «по…

Этическое учение Л.Н. Толстого
В конечном счете, о его отношение легко догадаться, основываясь на его мировоззрении, очертания которого прослеживаются в его трудах. Я хотел бы проанализировать его произведения с точки зрения этики, что… Если цель к конечном счете и не достигнута, то само стремление к ней мобилизует скрытые резервы организма, и наполняет…

Учение Ф. Энгельса о формах движения материи и разработка онтологических проблем в диалектическом материализме
Это была механическая картина мира, в которой материя представляла собой иерархию систем. Вначале атомы связываются в отдельные тела, которые в свою… Причем скорость распространения взаимодействий считалась бесконечной (принцип… До сих пор не удалось заменить единую концепцию мира Ньютона другой, столь же всеохватывающей единой концепцией». В…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Место этики в системе философии Аристотеля. Эстетическое учение Платона Его учение занимает среднее положение между естественнонаучным и метафизическим пониманием нравственности. Объяснение наших нравственных понятий… В философии Аристотеля мы впервые имеем. Таким образом, самоутверждение… Истинное понимание нашей жизни, говорил Аристотель. Мы можем получить, поняв мироздание. Основу нравственных понятий…
  • Критическая философия Канта и диалектика Гегеля В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной… Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия… Несмотря на то, что многие исходные положения кантовской философии устарели, тем не менее, они могут быть органично…
  • Философское учение о ценностях (аксиология) Проблемой ценностей занимались такие мыслители, как Р. Лотце, Н. Гартман, Г. Риккерт, В. Виндельбанд и др. Как мы уже видели, любые коренные… Что такое потребность? С первых минут своего появления на свет человек… Ребенок просит рассказать ему сказку, купить игрушку, посмотреть телепередачу.Позднее возникает склонность к тому или…
  • Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени… Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека,… Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги.Фрейд,…
  • Учения Ф. Бэкона и Р. Декарта: общее и различное Техника, в свою очередь, расширяет возможности научного познания природы.Бэкон провозгласил вместе с Декартом главные принципы философии Нового… Именно Бэкон выразил базовую заповедь нового мышления в афоризме «Знание —… Для бэконовской методологии характерен тезис о том, что природа побеждается только подчинением ей. Истинное Знание,…