Этногенез

Содержание Введение. 1. Вспышки этногенезов. 2. Фазы этногенеза. 3. Этническая регенерация. 12 Заключение. 14 Список литературы 15 Введение. По мнению Льва Гумилёва исходный момент любого этноге¬неза - специфическая мутация небольшого числа особей в географическом ареале.Такая мутация не затрагивает (или за¬трагивает незначительно) генотип человека, однако сущест¬венно изменяет стереотип поведения людей.

Но это изменение происходит опосредованно: воздействию подвергается, конечно, не само поведение, а генотип особи. Появившийся в гено¬типе вследствие мутации признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то избыток энергии и формирует новый стереотип поведения, цементирует новую системную целостность. Исходя из вышесказанного целью своей работы я ставлю рассмотрение теории этногенеза Льва Гумилёва. Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующие задачи: 1. Рассмотреть вспышки этногенезов. 2. Рассмотреть фазы этногенезов. 3. Рассмотреть этническую регенерацию. 1. Вспышки этногенезов. Предмет социальной истории, согласно теории историче¬ского материализма это прогрессивное развитие производи¬тельных сил и производственных отношений от нижнего палео¬лита до научно-технической революции. Предполагается, что оно потечет и дальше.

Поскольку это спонтанное развитие, при¬чиной его не могут быть силы природы, которые действительно не влияют на смену формаций, и если протянуть плавную кри¬вую от добывания огня трением до полетов космических кораб¬лей, то линия должна отобразить эволюцию человечества.

При этом только остается непонятным, во-первых, откуда взялись так называемые отсталые народы и почему бы им тоже не развиваться? Во-вторых, почему наряду с успехами тех¬ники и науки фиксируется огромное количество утрат культур¬ных ценностей? И, наконец, в-третьих, по какой причине этно¬сы - создатели древних культур бесследно исчезли с этногра¬фической карты мира, а те, которые ныне конструируют сложные машины и создают на них искусственный спрос, воз¬никли совсем недавно? Видимо, социальная история отражает прошлое человече¬ства односторонне, и рядом с прямой дорогой эволюции суще¬ствует множество зигзагов, дискретных процессов, создавших ту мозаику, которую мы видим на исторических картах мира. Поскольку у этих процессов есть сначала и концы, то они не имеют касательства к прогрессу, а всецело связаны с биосфе¬рой, где процессы тоже дискретны.

Таким образом, социальная и этническая история не подменяют друг друга, а дополняют наше представле¬ние о процессах, проходящих на поверхности Земли, где сочетаются «история природы и история людей». Поэтому во всех исторических процессах - от микрокос¬ма (жизни одной особи) до макрокосма (развития человечества в целом) - общественная и природные формы движения со¬присутствуют и взаимодействуют, подчас столь причудливо, что иногда трудно уловить характер связи.

Это особенно относит¬ся к мезокосму, где лежит феномен развивающегося этноса, то есть этногенез, если понимать под последним весь процесс ста¬новления этноса - от момента возникновения до исчезнове¬ния или перехода в состояние гомеостаза.

Но значит ли это только то, что феномен этноса - продукт случайного сочета¬ния биогеографических и социальных факторов? Нет, этнос имеет в основе четкую и единообразную схему.

Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных условиях, в разное время и в разных точках земной по¬верхности, тем не менее, путем эмпирических обобщений Л. Гумилеву уда¬лось установить идеализированную кривую этногенеза. Вид ее несколько непривычен для нас: кривая равно не похожа ни на линию прогресса производительных сил - экспоненту, ни на повторяющуюся циклоиду биологического развития. Видимо, наиболее правильно объяснить ее как инерционную, возника¬ющую время от времени вследствие толчков, которыми мо¬гут быть только мутации, вернее, микромутации, отражающие¬ся на стереотипе поведения, но не влияющие на фенотип.

Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей по¬пуляции своего ареала. Мутируют только отдельные относитель¬но немногочисленные особи, но этого может оказаться доста¬точно для того, чтобы возникла новая консорция, которая при благоприятном стечении обстоятельств вырастет в этнос Пас¬сионарность членов консорции - обязательное условие этого перерастания.

В этом механизме - биологический смысл этно¬генеза, но он не подменяет и не исключает социального смысла. Рис 1. Изменение пассионарного напряжения этнической системы По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления этноса. По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы в трех шкалах: 1) в качественных характеристиках от уровня Р, (неспособность удовлетворить вожделение) до уровня Рд (жертвенность). Эти характеристики следует рассматривать как некую ус¬редненную «физиономию» представителя этноса.

Одновременно в этно¬се присутствуют представители всех отмеченных на рисунке типов, но господствует статистический тип, соответствующий данному уровню пас¬сионарного напряжения; 2) в шкале - количество субэтносов (подсистем этноса). Индексы п, п+1, п+3 и т. д где п - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе; 3) в шкале - частота событий этнической истории (непрерывная кривая). Предлагаемая Гумилёвым кривая — обобщение 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных нами для различных этносов, возникших вследствие различных толчков.

Пунктирной кри¬вой отмечен качественный ход изменения плотности субпассионариев в этносе. Внизу указаны названия фаз этногенеза соответственно отрезкам по шкале времени: подъем, акматическая, надлом, инерционная, обскурация, регенерация, реликт. Как видно из схемы, по абсциссе отложено время в годах.

Естественно, на ординате мы откладываем форму энергии, стимулирующую процессы этногенеза. Но перед нами встает другая трудность: еще не найдена мера, по которой бы можно было определять величину пассионарности. На основании доступного нам фактического материа¬ла мы можем говорить только о тенденции к подъему или спаду, о большей или меньшей степени пассионарного напряже¬ния. Однако для поставленной нами цели это препятствие преодолимо, ибо мы рассматриваем процессы, а не статистические величины.

Поэтому мы можем описать явления этно¬генеза с достаточной степенью точности, что послужит в даль¬нейшем базой новых уточнений. В любой науке описание феномена предшествует его изме¬рению и интерпретации; ведь и электричество было сначала открыто как эмпирическое обобщение разнообразных явлений, внешне несхожих между собой, а уже потом пришли к таким понятиям, как сила тока, сопротивление, напряжение и т. п. Теперь перейдем к описанию основных фаз того процесса, который отображает в общем виде приведенная нами кривая, и попытаемся показать, как происходит реально процесс постепенного расходования первичного заряда пассионарности.

Я уже говорила, что исходный момент любого этноге¬неза - специфическая мутация небольшого числа особей в географическом ареале. Такая мутация не затрагивает (или за¬трагивает незначительно) фенотип человека, однако сущест¬венно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение происходит опосредованно: воздействию подвергается, конечно, не само поведение, а генотип особи.

Появившийся в гено¬типе вследствие мутации признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то избыток энергии и формирует новый стереотип поведения, цементирует новую системную целостность. Возникает вопрос, — наблюдаются ли моменты мутации (пассионарного толчка) непосредственно в историческом процессе? Гумилев считает, что сам факт мутации в подавляющем коли¬честве случаев ускользает от современников или воспринима¬ется ими сверхкритично: как чудачество, сумасшествие, дурной характер и тому подобное.

Только на длительном, около 150 лет, отрезке становится очевидным, когда начался исток традиции. Но даже это удается установить не всегда. Зато уже начавшийся процесс этногенеза, или, что - то же самое, набухание популя¬ции пассионарностью и превращение ее в этнос, нельзя не за¬метить. Поэтому мы можем отличить видимое начало этноге¬неза от пассионарного толчка.

Причем, как правило, инкуба¬ционный период составляет около 150 лет. 2. Фазы этногенеза. Даже тогда, когда этнос распался и перестал существовать как системная целостность, остаются либо отдельные конвиксии, либо отдельные персоны, причем последние оставляют в истории более заметный след. Так, в Константинополе, взятом турками, осталась патриархия в квартале Фанар. Обитатели это¬го квартала - фанариоты долго жили, пользуясь милостью султанов, уважавших пророка Ису и мать его Мариам.

Только в 1821 г. после восстания морсйских греков славянского происхождения, безжалостно вырезавших мусульман, султан Махмуд II приказал повесить патриарха и уничтожил последних византийцев, жив¬ших уже без Византии. Но ведь пока они существовали, они по¬мнили о своем прошлом величии и блеске! Пусть даже это не имело значения для истории, но этнограф должен отметить сам факт наличия осколка прошлого, а этнолог обязан это интер¬претировать.

А вот отдельные персоны, эмигранты, имели осо¬бые судьбы в зависимости от места, куда они попали. Во Фло¬ренции они обучали гуманистов греческому языку и элоквенции, в Испании портреты грандов рисовал Эль-Греко, в Москве учил и действовал Максим Грек и т. д. Этой инерции хватило ненадол¬го, но эстафета культурной традиции была передана. Таким же пережитком своего этноса был Сидоний Апполинарий, уже ставший христианином и епископом Клермонским в 471 г. Он был очень хорошо устроен при варварских королях, но в письмах изливал невероятную горечь, возникшую от недо¬статка культурного общения.

Никто из собеседников не мог оце¬нить его знаний в латинской филологии. Окружавшие его боро¬датые бургунды были либо заняты войной, либо пьяны. Наиболее обильный материал по этой фазе, которую мож¬но назвать «мемориальной», имеется в фольклоре и пережиточ¬ных обрядах так называемых «отсталых племен». Замечательные произведения устного творчества имеются у алтайцев, киргизов и, вероятно, у амазонских индейцев и австралийских абориге¬нов, хотя языковые трудности мешают разобраться в последних случаях детально.

Но это не беда. Главное то, что эти этносы от¬нюдь не «отсталые», а чересчур передовые, т. е, уже достигшие глубокой старости. По сути дела, их память - памятник, столь же подверженный разрушительному влиянию времени как и их наряды, некогда прекрасно сшитые и украшенные, их деревян¬ные дома, называвшиеся «хоромами», их бронзовое оружие, окислившееся и рассыпающееся при прикосновении.

Но это еще не конец, ибо воспоминания - тоже сила. Описанные здесь люди мемориальной фазы еще имеют кое-какую пассионарность, мучающую их из-за сознания без¬надежности. А их ближайшее окружение неспособно даже на отчаяние. Им уже ничего не надо кроме насыщения и тепла от очага. У них идеалы, то есть прогнозы, заменены рефлексами. Они не могут и, хуже того, не хотят бороться за жизнь, вслед¬ствие чего длительность этой фазы очень мала. Их подстерега¬ет вымирание при любых изменениях окружающей среды, а так как она изменяется постоянно, то неуклонное однонаправлен¬ное развитие, будь оно возможно, привело бы вид Homo Sapiens к депопуляции.

Но поскольку этого не происходит, то следует заключить, что пассионарные толчки происходят чаще, чем фи¬нальные фазы этногенезов. Новый пассионарный взрыв - мутация или негэнтропийный импульс зачинает очередной процесс этногенеза прежде, чем успеет иссякнуть инерция прежнего.

Вот благодаря чему человечество еще населяет планету Земля, которая для людей не рай, но и не ад, а поприще для свершений как великих, так и малых. Так было в прошлом, предстоит в будущем, во всех ре¬гионах земной поверхности. Фаза Императивы Перегибы Исходное сочетание этносов и ландшафтов региона Разнообразны — «Надо исправить мир, ибо он плох» Пусковой момент Подъем «Будь тем, кем ты должен быть» — — «Не по-вашему, а по-моему» Переход в акматическую фазу Акматическая (пассионарный перегрев) «Будь самим собой» — «Мы устали от великих» Переход в фазу надлома Надлом «Только не так, как было» — — «Дайте же жить, гады!» Переход в инерционную фазу Инерционная «Будь таким, как я» — — «Не будь ты моим благодетелем!» Переход в фазу обскурации Обскурация «Будь таким, как мы» — — «Да когда же это кончится » Переход к гомеостазу Гомеостаз «Будь сам собой доволен, тролль» — — «А ведь не все еще погибло!» Переход к мемориальной фазе Мемориальная «Вспомним, как было прекрасно» — Вырождение «А нам ничего не надо» — 3.

Этническая регенерация

К началу XVII столетия высокий уровень пассионарного напряжения привел... Суть этнической регенерации - это частичное восстанов¬ление этнической... Какой характер носит регенерация в зависимости от фазы этногенеза? В ф... Этническая регенерация. Итак, мы рассмотрели все известные в этническо... Но продолжалось это недолго - растущая пассионарность вновь заявила о ...

Заключение

Заключение.

В данной работе мы рассмотрели важность перехода этноса из фазы возникновения в фазу распада. Смысл этногенеза в утрате импульса, создавшего систему до нулевого уровня. Ничего подобного мы не видим ни в социальном развитии, ни в биологической эволюции, ни в цикличном движении планет вокруг Солнца. Из всего вышесказанного я сделала вывод, что социальное развитие, биологическая эволюция и этногенез – явления несоизмеримые, хотя они вместе дают возможность описать предмет в его развитии, т.е. фазу процесса становления, даже если это только момент.

Список литературы

Список литературы 1. Гумилев Л. Н. Этногенез в аспекте географии (Ландшафт и эт¬нос: IX). «Вестник ЛГУ», 1970, № 12. 2. Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени «Доклады Геогра¬фического общества СССР», 1970, вып. 5 3. Гумилев Л.Н. Внутренняя закономерность этногенеза (Лан¬дшафт и этнос: XIV) «Вестник ЛГУ», 1973, № 6, вып. 1. 4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л Гидрометео-издат, 1990. 5. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история приро¬ды. М 1993.