Этническая регенерация

Этническая регенерация.

Итак, мы рассмотрели все известные в этнической исто¬рии фазы этногенеза.

По нельзя считать изложение вопроса законченным, если мы не упомянем еще об одном специфиче¬ском свойстве этногенеза - способности этноса к регенерации. Суть этнической регенерации - это частичное восстанов¬ление этнической структуры, наступающее после периода дес¬трукции. Какой характер носит регенерация в зависимости от фазы этногенеза? В фазе подъема регенерация на уровне этноса не наблю¬дается, поскольку пассионарность довольно устойчиво растет, что ведет к усложнению структуры этноса.

В акматической фазе уже есть, что восстанавливать, по¬скольку эта фаза подрывает политическую мощь этноса, его хозяйство, даже часто бывает связана с повышенным уничто¬жением собственных сограждан, когда они начинают бороть¬ся друг с другом, Принцип «Будь самим собой» - это принцип обоюдоострый, и, если один сам по себе и другой сам по себе, но они мешают друг другу, и в лучшем случае они толкают друг друга локтями, в худших - шпагами, а в еще худших пускают вход тяжелую артиллерию.

И тогда в эти критические моменты оказывается, что ради самосохранения следует восстановить старый принцип, принцип фазы подъема — «Будь тем, кем ты должен быть». Тогда все устанавливается, приходит на круги своя. Этнос создает социально-политическую и государ¬ственную систему, при которой он существует, и естественно возвращается к акматической фазе, то есть опять к взаимоистреблению, но уже некоторое время спустя, когда условия станут более благоприятными и не столь трагичными.

Яркой иллюстрацией такого рода регенерации является восстановление России после Смутного времени. К началу XVII столетия высокий уровень пассионарного напряжения привел к крайне сильному кризису, поставившему под сомне¬ние сам факт существования огромной страны. Только усили¬ями ополчения, руководимого нижегородским купцом Мини¬ным и обедневшим князем Пожарским, был водворен хоть ка¬кой-то порядок и провозглашен царем юный Михаил Романов, на простых санях привезенный в Москву. Уже при Алексее Михайловиче были восстановлены засечные линии против татар, присоединена Украина, шел процесс крестьянской ко¬лонизации по Оке и Волге. Но продолжалось это недолго - растущая пассионарность вновь заявила о себе страстями рас¬кола, кровью восстания Степана Разина, Хованщины, стрелец¬ких бунтов и петровских казней.

Пассионарный перегрев сно¬ва вступил в свои права, и снова каждый стремился быть ори¬гинальным.