Интеллектуализация

Это одна из самых эффективных психологических защит, обозначающая достаточнонеопределенный набор отдельных эго — защитных механизмов.Различные авторы по-разному рассматривают этот термин. Во многихисследованиях интеллектуализация включает в себя целый ряд таких достаточноразнообразных защитных процессов, как аннулирование, изоляция, подавление,сублимация и рационализация. В других исследованиях под интеллектуализациейпонимают отдельный автономный эго — защитный механизм, совпадающий сдействием рационализации.Ö Рационализация — это способ для «эго» справиться с фрустрацией,тревогой и конфликтом, исказив реальность и, таким образом, защитивсамооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодарякоторой иррациональное поведение представляется, таким образом, образом, чтовыглядит вполне разумным и поэтому справедливым в глазах окружающих. Глупыеошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи маниирационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защитыявляется рационализация по типу «зелен виноград». Люди рационализируют такимже образом, как Лиса из басни о винограде.Ö Наиболее целесообразным представляется разделение группы высшихпсихологических защит на две категории, где критерием классификации ивключения в отдельные группы может служить степень использования вербально-логического интеллекта. Интеллектуализация и рационализация построены наспецифических особенностях вербального мышления, которые определяют спецификуфункционирования этих защит. Сублимация, подавление, аннулирование в большейстепени, чем предыдущие формы психологической защиты, определяютсяэмоционально-мотивизационными характеристиками личности. Следовательно,рационализация и интеллектуализация должны иметь значительное сходство вфункциях и ролях.Сублимация, изоляция и аннулирование формируют другую, возможно,самостоятельную категорию защит, если их рассматривать как самостоятельныеавтономные процессы. Критерием автономности должно быть наличиеспецифического психофизиологического механизма, осуществляющеговзаимодействие информации содержащейся в бессознательном и сознании. В связис тем, что убедительные доказательства существования таких механизмов можнопривести только по отношению к сублимации, целесообразно из рассмотренноговыше набора описания функционирования только сублимации.Интеллектуализация — защитный механизм, используемый в целях сохранения «Я—концепции», вполне осознаваемых и контролируемых продуктов вербально-логического мышления. Включение интеллектуализации наиболее вероятно вконфликтной ситуации при необходимости разрешения внутренних конфликтов.Интеллектуализация регулирует эмоциональные переживания субъекта,сопровождающие предвидение или действий значимых окружающих. Эта защита«готовит» личность к неудачам неуспеху, снижая субъективную значимостьсобытия и тем самым, снижая травматичность негативных жизненных обстоятельствпо принципу «не очень-то и хотелось». Психофизиологическими механизмами этогопроцесса являются интрапсихические обратные связи, которые с помощьювербально-логических процедур воздействуют на мотивации и сопровождающие ихчувства.Личность, использующая интеллектуализацию в качестве основной психологическойзащиты, способна объяснить себе и другим логически непротиворечивым образомпричины своего неблаговидного поведения, например, лжи или предательства.Результатом этих воздействий интеллектуальных процессов на эмоционально-оценочные суждения может быть полное оправдание своих поступковобстоятельствами, которые сильнее личных возможностей. Или псевдопользойсвоего поведения. Эта псевдологика, прикрывающая неблаговидные мотивы и«служащая фасадом», скрывающим истинную сущность поведения, тем не менее,достаточно эффективна для сохранения чувства самопринятия и самоутверждения.Интеллектуализация, использующая ресурсы мышления, так или иначе, закрываетот личности истинные мотивы поведения, не доводит реально существующиепротиворечия до открытого конфликта, но и не позволяет человеку разрешитьвнутренние конфликты. Это, в конечном счете, тормозит самосознание изаставляет личность существовать в иллюзорном, но относительно благополучномвнутреннем мире.Личность, имеющая в качестве основной защиты интеллектуализацию, социальновполне адаптирована и не склонна к внешним конфликтам, однако при вовлечениив конфликтную ситуацию займет позицию адвоката-человека, объясняющего иоправдывающего свои поступки и поступки близких людей объективнымиобстоятельствами. При этом интеллектуализация при своей достаточнойэффективности не побуждает субъекта переводить ответственность на другихлюдей: позиция адвоката не требует привлечения прокурорской роли.Ведущая роль адвоката, видимо, заставляет личность постоянно изыскиватьоснования для оправдания, а ожидание возможных неудач и неуспехов побуждаетчеловека совершенствовать свои прогностические способности. То и другоевместе возможно только при достаточной развитости мотиваций познания исамопознания и сопровождающих их эмоций любопытства и любознательности.