Анализ имеющихся подходов к проблеме кросс-культурной компетентности в переговорном процессе

Пытаясь классифицировать различные модели повышения межкультурной грамотности, обратим внимание на их методические особенности. Используемые модели могут различаться по двум аспектам:

-по методу обучения – дидактическому или эмпирическому,

- по содержанию обучения – общекультурному (акцент делается на осознании самого себя представителем этноса, культуры) или культурно–специфичному (например, тренинг, включающий реальные межгрупповые контакты, или атрибутивный тренинг, в котором основной акцент делается на обучении тому, каким образом представители народов и культур интерпретируют причины поведения и результаты деятельности) (Gudykunst, Guzley, Hammer, 1996).

По форме основные типы обучающих межкультурных программ можно разделить на просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг. -Просвещение представляет собою приобретение знаний о культуре и этнической общности – знакомство с историей, литературой и тому подобное. Но данная форма представляет собою получение абстрактных знаний, не пробуждает собственной активности участников, поэтому полученные знания не всегда способны смягчить культурный шок, а информация часто не соответствует характеру непосредственных контактов с местными жителями. Сегодня наиболее распространено мнение, что главное в обучении – «научить учиться».

Две другие формы,

- ориентирование – быстрое ознакомление с новым для человеком окружением, основными нормами, ценностями другой культуры,

- и инструктаж, представляющий широкий взгляд на возможные проблемы или рассказ об отдельных аспектах приспособления к новому окружению, как нам кажется, тоже не до конца отвечают этой цели.

А вот форма тренинга – практического, ориентированного на непосредственное взаимодействие с членами других групп обучения, может в форме активного взаимодействия (в нашем случае – представителей разных культур) обучить умению справляться с психологическим стрессом, устанавливать межличностные взаимоотношения, эффективно общаться с представителями разных культур (Лебедева и др., 2003; Стефаненко, 2004).