ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Воспитание, являясь важнейшей частью становления человека как личности, как носителя культуры и духовно­сти общества, обязательно, как было указано в главе I, подчинено социальным целям. Оно предполагает сделать «человека человеком», который не может существовать вне общества, вне коллектива, вне группы ему подобных людей. Он не может быть Робинзоном, живущим на не­обитаемом острове! Но Робинзону достаточно было зна­ний, чтобы «строить» свою жизнь, возразите вы. Да, чело­веку, если он один, достаточно знаний о законах природы. Он может ими пользоваться для благоустройства своей собственной жизни. Но человек не один, он живет в обще­стве других людей, он живет в коллективе, группе, семье. Именно они диктуют ему нормы и правила поведения, общения, отношений с другими людьми. Понятно, что сразу же возникает вопрос: «А где же тогда свобода лич­ности?» Личность свободна, но это не значит, что ее пове­дение, ее поступки идут в противоречие с требованиями общества, коллектива, группы, семьи. Существуют веками

89

проверенные, выверенные нормы общения, нормы отно­шения людей друг к другу. Это те заповеди, которые скон­центрированы в религиях: народные заповеди-запреты, заповеди-благопожелания, заповеди-нормы поведения и взаимоотношений между людьми. И как бы мы ни гово­рили, что человек свободен, он не может быть вне кол­лектива, вне группы, вне семьи, вне общества. Он должен это осознать и только тогда он станет свободным, ибо сам может выбирать, какими способами ему творить добро, как противостоять злу, как любить ближнего сво­его, как уважать достойного врага и как жалеть челове­ка, приносящего зло другим людям. Если с научными знаниями, которые человек получает в процессе обуче­ния, он может остаться один на один, то с нормами пове­дения, отношений с другими людьми, правилам общения так не бывает. Это есть жизнь человека в среде других людей. Для него это нормативы поведения и деятельно­сти. Именно этим отличаются друг от друга важнейшие категории педагогики: обучение и воспитание. Обучение может быть вне коллектива, вне группы, оно может быть индивидуальным. Воспитание же всегда предполагает жизнь человека в группе, в коллективе, во взаимодейст­вии с другими людьми.