ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЕРШИНЫ

Что такое педагогическое мастерство? С этим вопро­сом можно обратиться к десяти, ста, тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение, хотя в основе все они имеют в виду одно и то же. Дело здесь, естествен­но, не в четкости формулировок, а в том, что большинство учителей говорит с позиций собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - по­нятие более абстрактное и всеобъемлющее, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспри­нимается как нечто более конкретное и, как правило, включает в себя то, чего чаще всего ему недостает. Значит, понятиемастерство для педагогов-практиков понятие не абсолютное, не конкретное, имеющее свои «четкие грани­цы», но, безусловно, для каждого это определенная педа­гогическая вершина, к которой он стремится.

Мастерство, действительно, образно говоря, можно сравнить с вершиной, к которой каждый педагог идет прак­тически всю свою жизнь. Но оказывается, что эта вершина для некоторых так и остается недостигнутой, а для кого-то оказалась достигнутой лишь на треть, на половину. . . Для одних педагогов она является определенным стимулом в работе, других, напротив, повергает в растерянность сво­ей недостижимостью. Но встречаются и такие воспитате­ли, которые не стремятся к восхождению на «педагогичес­кий Олимп», а воздвигают свою высоту и достигают ее, затем ставят новый для себя рубеж, складывая свою вер­шину, как пирамиду, из больших и малых успехов, кото­рые для них и являются «строительным материалом». Раз­личны эти вершины. . .

Но различны не только вершины, различен и путь, ве­дущий к ним. Для кого-то - это широкая дорога, для кого-то - тернистая извилистая тропинка, а для кого-то - бес­конечный путь со спусками и взлетами, путь познания и достижения, творчества во имя воспитания и обучения подрастающего поколения, во имя ребенка.

Так какова же высота главной вершины, вершины пе­дагогического мастерства? Вопрос далеко не риториче­ский. Действительно, а есть ли эталон мастерства? Для всех ли он доступен? Или не мы выбираем вершины, а они выбирают нас? Сравнимы ли, наконец, сами вершины?

Редко можно встретить опытного педагога, который бы сказал, что он достиг своей вершины. Дело, видимо, не

161

в ложной скромности этих людей, а в великой требова­тельности к себе. Безусловно, есть у каждого педагога-мастера возможность сказать о том, что он достиг верши­ны. Но, оказывается, для тех, кто творит, любое достиже­ние сегодня должно быть улучшено уже завтра.

У каждого своя вершина, свой путь к ней, хотя измере­ния ее практически едины: знания, трудолюбие, любовь к детям, творчество, собственная позиция, т. е. «Я», и многое-многое другое. По словам педагогов-мастеров, вер­шины имеют удивительное свойство отодвигаться, т. е. , проделав определенный путь, обнаруживаешь, что дос­тигнутая цель для тебя уже не предел, что перед тобой уже стоит новая, а значит, снова в путь к той, которую еще предстоит создать или покорить. И кто возьмется подсчи­тать, сколько их было или будет у каждого учителя, кото­рый твердо вступил на «тропу мастерства», т. е. бесконеч­ного движения и совершенства.

На профессиональном пути каждый учитель испытыва­ет сомнения и разочарования, радость побед и отчаяние, когда все хочется бросить, но вместе с тем и великую влюб­ленность в свое дело, большую благодарность тем, кто вручил тебе свою жизнь, кто поверил в тебя и ради которых ты обрекаешь себя на муки творческих побед.

Порой мастерство пытаются рассматривать как сино­ним опыта. Но как не наступает зрелость у выпускника школы с получением аттестата зрелости, так не покоряют­ся вершины мастерства сединам, даже педагогическим.

Мастерство рождается в сплаве глубоких и прочных знаний, практического опыта педагога и творческого под­хода в организации учебно-воспитательного процесса, создании условий для максимального развития личности ребенка.

Педагогическое-мастерство - явление, безусловно, ем­кое и многогранное. Это, видимо, и объясняет тот факт, что каждый мастер «открывает» свою сторону, свой ас­пект педагогической деятельности, находя новые формы взаимодействия с воспитанниками и коллегами, раскры­вая возможности детей, создавая особый микроклимат в группе, классе, школе, и многое-многое другое, включая самосовершенствование личности самого педагога. А лич­ный пример педагога - это новые увлеченные молодые люди, новые творческие личности.

Нередко, давая высокую оценку профессионального уровня педагога, говорят: «Мастер». Это самая высокая

оценка, самое высокое звание для учителя. И нет такого начинающего и даже зрелого педагога, который не мечтал бы стать мастером. А можно ли им стать, или мастером нужно родиться? Это один из вечных вопросов, на кото­рый искали и ищут ответ как студенты, так и начинающие учителя. В старину говорили, что мастерство начинается с секретов, и чем больше их, тем выше мастерство. Такие профессиональные секреты нередко носили семейный ха­рактер, передавались только по наследству.

Анализ педагогического опыта показывает, что и у учителей есть такие секреты, которые накапливаются в опыте. Чем опытнее педагог, тем большим количеством секретов-находок он владеет. Значит ли это, что мастерст­во вырастает из опыта? В определенной степени, конечно, ибо вне практической деятельности нет и самого педагога. Здесь уместно уточнить, что если попытаться вывести формулу педагогического мастерства, то первым его сла­гаемым станут знания, а затем уже идет опыт. Но как по­казывает анализ педагогической практики, далеко не каж­дый опытный педагог является мастером, да и сами секре­ты - результат не деятельности вообще, а прежде всего творчества. А если это так, то в нашей формуле появляет­ся еще одно слагаемое - творчество. Действительно, творчески работающий учитель никогда не пользуется шаблоном и не передает механически материал, изложен­ный только в учебнике. Он преподает с воодушевлением, пробуждает и постоянно поддерживает активный интерес у детей к знаниям. Хотя есть и такие учителя, которые аккуратно приходят в школу, дают уроки, но не вникают в жизнь и проблемы своих воспитанников, считая, что глав­ное - это неукоснительная требовательность к ученикам.

В учительскую входит сияющая Татьяна Борисовна и с нескрываемой радостью объявляет:

- Наконец-то мои Кораблев и Николаев получили за контрольную по математике по твердой четверке. Видели бы вы, какую овацию им устроили ребята в классе.

- Не знаю, чему вы радуетесь, просто им удалось, ви­димо, списать, - тут же резко оборвала ее Галина Влади­мировна. - У меня сейчас там как раз природоведение. Обязательно их вызову и посмотрю, как они мне будут отвечать. Уж у меня-то они и твердой тройки не получат. . .

Возможно ли такое в школе? Да, к сожалению, бывает и так. Кто-то радуется за своих воспитанников, особенно переживая за трудных и слабых учеников, а кто-то из учи-

163

телей проявляет «железную хватку», видя в этом главное условие педагогического успеха. Таким педагогам все равно, как учебные знания воспринимаются школьника­ми, как живут и о чем мечтают их воспитанники, каковы их планы и идеалы и т. п. Так и ходят они в школу, как на любую другую работу, выполняя «от» и «до». Таких учи­телей метко и образно называют «урокодатели». Они ни­когда не становятся мастерами. Почему? Да потому, что есть еще одно слагаемое педагогического мастерства -любовь к детям. Именно любовь к детям - тот определяю­щий компонент, слагаемое, без которого нет и не может быть мастера-педагога.

Путь к мастерству всегда долог и тернист. Он имеет свои взлеты и разочарования, свои вершины и рифы. Сча­стлив тот, кто достиг хоть одну из вершин, кто нашел свою, кто помог взойти на нее другим!

Счастливого педагогического пути!