Башкирский этнос

Министерство общего и профессионального образования РФ Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина Факультет разработки нефтяных и газовых месторождений Реферат по курсу педагогическая антропология. Тема работы Башкирский этнос.Студент гр. РФ 94-10 В Москва 1999 СОДЕРЖАНИЕ 1. ГЕОГРАФИЯ МЕСТО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ, САМОНАЗВАНИЕ И ЭТНОГЕНЕЗ БАШКИР .2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП БАШКИР 3. БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 4. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ И КОСТЮМЫ БАШКИР 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16 1. ГЕОГРАФИЯ МЕСТО ПОИСХОЖДЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ, САМОНАЗАВАНИЕ И ЭТНОГЕНЕЗ БАШКИР. Башкиры самоназвание башкорт, коренной народ Республики Башкортостан.

Численность по переписи 1989, в республике 863,8 тысяч человек, в Российской Федерации - 1345,3 тысяч, в бывшем СССР - 1449,2 тысяч. За пределами республики башкиры живут в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской Самарской областях, Татарстане, Казахстане, Средней Азии, на Украине.

Первые упоминания этнонима в форме башгирд, башкирд, башджирт, баджгар зафиксированы в 1-й половине 9 века во время путешествия в страну башкир Саллама Тарджемана, также упоминаются в рассказах Масуди 10 век и Гардизи 11 век. К рубежу 9-10 вв. относятся сведения ал-Балхи и Ибн-Русте, к началу 10 в Ибн-Фадлана, к 13-14 вв Плано Карпини баскарт, Виллема Рубрука паскатир, Рашида ад-дина. С 15-16 вв. регулярными становятся упоминания о башкирах в русских источниках, главным образом летописях.

На протяжении 18-20 вв. выдвинуто около 40 толкований этнонима башкорт. Почти все они сходятся на том, что слово это сложное, тюркского происхождения. 1-я часть термина трактуется как голова, главный в форме баш, отдельный, обособленный башkа, серый, сивый буз, а 2-я часть - как червь, пчела, волк kорт, поселение, страна йорт или орда урза. Выделяются версии, трактующие этноним Б. в значении люди с реки Башкаус Горный Алтай или свояки огуров т.е. огузов. До недавнего времени пользовались популярностью две гипотезы 1 баш главный kорт волк - главный волк, волк-вожак, волк-предводитель, родоначальник 2 баш главный, головной kор круг людей, племя -т показатель множественности, собирательности, заимствованный из иранского или монгольского языков - головное племя, народ.

Первая гипотеза опиралась на почитание волка башкирами и на народные легенды, вторая - привлекала сторонников своей кажущейся престижностью.

Ныне получила распространение точка зрения, согласно которой слово башкорт этимологизируется как волк-вожак, волк-предводитель, но оно первоначально являлось именем конкретного человека, предводителя племен, объединившихся под его началом в военно-политичический союз раннюю форму государственного образования, а затем стало общим наименованием этого объединения. В пользу этой точки зрения выдвинуты доводы 1. Почти все прежние гипотезы приложимы не к целому народу, а, скорее, к отдельному человеку главный пчеловод, главный волк и т.д. и не объясняют, как они могли стать именем этноса 2. Вошедшие в состав башкирского этноса племена имели каждый свое название бурзян, кыпсак, гэйнэ, тамьян, усерган, юрматы и др и у их членов было устоявшееся родо-племенное субэтническое самоназвание для того, чтобы эти племена и их члены стали называть себя общим именем более высокого ранга надплеменным, должна была возникнуть общность, объединяющая эти племена и играющая реальное значение в их жизни.

Такой общностью могло быть военно-политическое объединение племен, положившее начало формированию народа этноса 3. История сохранила имя военачальника Башгирда, жившего, по всей вероятности, в 1-й половине 9 в к которому хазарский хакан обратился с предложением идти походом на булгар Гардизи.

С этого времени этноним башкир регулярно встречается в источниках 4. Переход антропонима в названии формирующегося народа - закономерный путь возникновения этнонима, особенно у тюркских народов сравним Узбек - узбеки, Ногай - ногайцы, Осман - турки-османы и другие.

Должно быть, слово башкиры довольно быстро, уже в 9 в стало и экзоэтнонимом, и эндоэтнонимом народа. Форма башкир является поздней русской адаптацией этнонима и появляется лишь в 18 в. киргизы и восточные тюрки в форме башкыр, видимо, переняли ее у русских. По проблеме этногенеза башкир долгое время параллельно существовали две гипотезы угро-мадьярская В.Н.Татищев, Д.Шлецер, Д.Месарош, С.А.Токарев и другие и тюркская В.М.Флоринский, В.В.Вельяминов-Зернов, В.Н.Витевский, П.С.Назаров, Д.Н.Соколов, С.И.Руденко.

В 20 в. исследованиями Руденко, Р.Г.Кузеева, Н.К.Дмитриева, Дж. Г.Киекбаева и других обоснована точка зрения, согласно которой в происхождении, формировании их этнокультурного облика решающую роль сыграли тюркские племена южносибирско-центральноазиатского происхождения при участии местного приуральского населения финно-угорского в том числе угро-мадьярского, сармато-аланского древнеиранского.

Древнетюркские предки башкир, испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на Южный Урал кочевали на юге Западной Сибири, в Казахстане, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. С конца 9 - в начале 10 века башкиры живут на Южном Урале с прилегающими с Запада, Юга и Востока степными и лесостепными пространствами.

С 9 в. становится известным этноним башkорт. По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и затем начали осваивать современные территории расселения. Другое название башкир иштэк или истэк предположительно также было антропонимом. На Южном Урале башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали аборигенное финно-угорское, иранское население, вступили в контакт с камско-волжскими болгарами, оседлыми племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири.

В 10 веке в среду башкир начал проникать ислам, ставший в 14 веке господствующей религией. Ко времени татаро-монгольского нашествия 13 век процесс формирования башкирского этноса в основном завершился, благодаря чему башкиры в тяжелых условиях господства Золотой Орды сохранили этнокультурную самобытность и этническое самосознание. 2.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП БАШКИР

Методы антропологии - антропоскопия описательная методика, антропометр... Антропологические типы башкир На основе изучения 40 башкир Уфимской гу... н.э. В 1963-65 М.С.Акимовой было обследовано около 1500 башкир республики и... Она выделила среди башкир 4 антропологических типа понтийский, или тем...

БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Башкироязычные диаспоры представлены также в Якутии Саха, Республике К... народами бyрэнэ - бревно, кэршэк - горшок и араб. Согласные по способу образования - фрикативные у, ф, в, з, с, с, з, ш,... Различают простое и сложное предложения. Башкирский национальный язык сформировался в конце 19 в.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ И КОСТЮМЫ БАШКИР

19 в. В торжественной или официальной обстановке надевали шелковые или барха... Нарядно выглядели жен. Кожаную обувь носили с суконными, войлочными чулками тула ойоk, кейез ... Большую консервативность проявлял женский костюм.

Литература 1. Руденко С.И. Башкиры историко-этнографические очерки. М Л 1955 2. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа.

М 1974 3. Бикбулатов Н.В. Башкиры Народы Поволжья и Приуралья. М 1985 4. Башкиры Краткий этноисторический справочник. Уфа, 1995. 5. Антропология и популяционная генетика башкир. Уфа, 1987. 6. Дмитриев Н.К. Грамматика башкирского языка. М Л 1948 7. Грамматика современного башкирского литературного языка. Под ред. А.А.Юлдашева. М 1981 8. Руденко С.И. Башкиры Историко-этнографические очерки. М Л 1955 9. Кузеев Р.Г Бикбулатов Н.В Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1978 10. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда.

Уфа, 1995. 11. Интернет сервер Башкирского государственного университета,.