Вероучение православных христиан

Православие – религия, строго следующая традиции, старине. Современное богослужение в православии проводится также как и двести, и пятьсот лет назад. Термин православие является переводом с греческого слова ортодоксия, что буквально означает «правильное мнение».

Обозначение «православная» (ортодоксальная) окончательно закрепилось за восточной ветвью христианской церкви после раскола в XI в.

Догматы православия сформировались еще до разделения церквей, и со временем они не только не пересматривались, но и остаются неизменными по форме их выражения, ибо каждое слово и каждая буква, с точки зрения православных, исполнены глубокого смысла. Православие, в отличие от католичества и протестантизма, со времени раскола не убавило и не прибавило ни единого слова к своей догматике.

Православные признают как Священное Писание, так и Священное Предание (учение Отцов церкви, жития святых, правила церковных служб). Библию в православии могут свободно читать и трактовать все члены церкви, в том числе и миряне, но при этом они должны руководствоваться толкованиями Писания отцами церкви, а не личным разумением как протестанты. Для священников в православии существуют специальные канонические книги, в которых излагается содержание и ход церковных служб (Часослов, Минеи, Триодь, Типикон, Требник и др.). Для верующих существуют молитвословы – сборники молитв, а для изучающих веру – катехизисы – краткое изложение основ вероучения в виде вопросов и ответов.

В православии, как и в католичестве, получил распространение культ святых. Жизнеописания святых в русском языке называются житиями. Составителей житий называют агиографами, а сами жития – агиографической литературой. Святые бывают общехристианские (в основном мученики за веру Христову, жившие в эпоху раннего христианства), национальные (русские, болгарские, ирландские и др.) и местные (калужские, московские).

Вопрос о канонизации в русской православной церкви решается Поместным собором церкви в результате длительного обсуждения, и, как правило, много лет спустя после смерти канонизируемого. Православные храмы часто освящаются в честь святых, общих или местных, и носят их имена.

Читая жития или церковные календари, вы можете встретить разные обращения к святым. Вот что они означают:

Мученики – перетерпевшие тяжкие муки или принявшие смерть за веру;

Преподобные мученики – подобные Богу, обычно это монахи;

Священномученники – деятели церкви с высшей степенью священства, т.е. епископы, являющиеся мучениками;

Блаженные или юродивые – подвижники, добровольные скитальцы, аскеты, часто люди, изображающие безумие, но говорящие правду под этой маской;

Благоверные – исповедующие христианскую веру князья, цари, епископы, проявившие личное мужество;

Святители– миссионеры, обращавшие в христианскую веру язычников;

Равноапостольные – особо выдающиеся деятели церкви, равные апостолам в деле распространения и утверждения веры Христовой (Константин Великий, Владимир Святой, княгиня Ольга, св. Елена).

Исповедники – твердо и неуклонно следовавшие заповедям Христа;

Бессеребреники – не требующие за свою благую деятельность вознаграждения, кроме веры в Христа.

Существенными отличительными чертами вероучения православных в сравнении с католиками являются следующие:

-отсутствие нововведенных догматов, в частности учения о исхождении святого Духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына;

-непризнание богочеловеческой сущности Богоматери (ее непорочного зачатия и телесного вознесения);

-отрицание учения о чистилище, ибо страдание и смерть Христа принесли людям искупление однажды и навсегда;

-отрицание учения о сверхдолжных делах святых, которые могут использоваться от имени церкви по её усмотрению для спасения грешников;

-признание непогрешимости только церкви в целом, в отличие от католического учения о непогрешимости Пап;

В отличие от протестантов православные признают:

-мистическое присутствие божественной благодати в семи таинствах;

-необходимость поклоняться святым и их нетленным останкам – мощам;

-культ икон;

-церковную иерархию, основанную на трех ступенях священства;

-то, что Божественная благодать действует в человеке в соответствии с его свободной волей, а не автоматически сама по себе;

-православные не разделяют протестантского убеждения, что каждый человек может оправдаться исключительно личной верой, не выражая её в добрых делах и христианском поведении.