ТЕМА: КАТОЛИЧЕСТВО

Особенности католического вероисповедания

Еще до официального разделения церквей между восточной и западной ветвями христианства накопились существенные различия. Они, прежде всего, выражены в различиях богослужения. В католическом костеле нет иконостаса, зато множество скульптур, картин и витражей. На службе в костеле звучит орган, а в православном храме звучат только человеческие голоса. В костеле сидят, а в православной церкви стоят во время богослужения. Католики крестятся всеми прямыми пальцами слева направо, а православные справа налево и сложенными тремя пальцами.

Существенные различия между католичеством и православием имеются в догматике. Начнем с самого термина «католический». В переводе с греческого он означает всеобщий, вселенский. В течение всей своей истории западная римская католическая церковь действительно стремилась стать выразительницей интересов всех христиан, т.е. претендовала на мировое господство.

Главным догматическим различием между церквями являются представления о том, от кого исходит святой дух. По представлениям католиков – от Бога-Отца и Бога-Сына. Православные считают, что только от Бога-Отца. Непосвященному человеку это различие кажется не столь уж важным, однако для богословской концепции той и другой христианских церквей оно в высшей степени существенно: именно из него вытекают многие догматические разночтения.

Важный специфический догмат католичества – учение о «сверхдолжных делах». Согласно этому положению, за долгое время существования церкви накопился «излишек добрых дел», совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми апостолами, которыми может распоряжаться церковь. Из теории «сверхдолжных дел» родилась практика выдачи индульгенций (от лат. indulgentia – милость, прощение), т.е. специальных папских грамот, свидетельствующих о полном отпущении как совершенных, так и не совершенных грехов за счет «перечисления на ваш счет» части «излишка». Сначала индульгенции выдавали за какие-либо церковные заслуги кающегося, но идея была доведена до логического конца, когда церковь стала продавать эти грамоты за деньги. Такая торговля обогатила церковь, но вызвала критику этой со стороны современников. Это заставило папу пересмотреть практику торговли индульгенциями, и она была в 1547 г. запрещена.

Католическая церковь имеет своеобразное учение о рае и аде. На Феррарско-Флорентийском соборе в 1439 г. был принят догмат о том, что после смерти грешник попадает в так называемое чистилище, где временно пребывает в муках, очищаясь огнем. Впоследствии он может отсюда попасть в рай, в зависимости от тяжести совершенного греха. Такого учения не было в ни в Ветхом, ни в Новом Завете. Католическая церковь утверждает, что во время пребывания души умершего в чистилище родственники могут, усердно молясь и жертвуя деньги церкви, облегчить участь этого человека.

В католичестве особую роль играет культ Богородицы – Девы Марии. В 1864 г. был принят догмат, гласящий, что она, как и Христос, зачата непорочно. А в 1950 г. был добавлен догмат о том, что Богоматерь (по лат. Мадонна) после смерти сразу вознеслась на небо. Таким образом, по святости она уравнена с Христом. Православная церковь также горячо почитает Деву Марию, но православные богословы считают, что если признать ее равной Христу, то он не может выступать по отношению к ней Спасителем.

Священники в католической церкви принимают обет безбрачия (целибат), чем приближаются по положению к монахам.

Церковный брак, заключенный в католической церкви, считается нерасторжимым, поэтому разводы в католических странах сильно затруднены, а повторное венчание вообще невозможно.

 

Управление католической церковью

Глава католической церкви – папа римский. Он обладает неограниченной духовной властью. В 1870 г. Первый Ватиканский собор принял догмат о папской безошибочности в вопросах веры. Так был создан прецедент «непогрешимости пап». Полный титул папы римского звучит так: Епископ Рима Наместник Господа Бога нашего Иисуса Христа на Земле Преемник Князя Апостолов Первосвященник Вселенской церкви Патриарх Запада Примас Италии Архиепископ и Митрополит Римской Провинции Монарх Ватикана.

Иногда папу называют понтификом, (такой титул носил глава жреческой коллегии в Древнем Риме), а период его правления понтификатом. Самый длинный понтификат – 32 года (Пий IX), самый короткий – три дня. Папе помогают управлять викарии (помощники), а также специальный правительственный орган – Римская курия.

Ниже папы в католической иерархии стоят кардиналы. Это слово появилось в первые века христианства, и первоначально обозначало духовных лиц, постоянно и неотлучно связанных со своими приходами «как дверь соединена с крюком, на котором висит». Дверной крюк по-итальянски – cardo, отсюда и само название титула. В католической церкви около 150 кардиналов, которых назначает единолично сам папа. В средние века в связи с этим возникали многочисленные коллизии, когда кардиналами становились родственники папа, среди которых были несмышленые дети, не имевшие никакого сана. Совет кардиналов выбирает также нового папу после смерти действующего.

Сообщество католиков на той или иной территории называется епархией или диоцезом. Эти церковные единицы возглавляют епископы или архиепископы. Объединение нескольких диоцезов составляет митрополию, во главе которых стоит митрополит. Священник, возглавляющий католический приход в Западной Европе называют кюре, в Польше и Литве – ксёндз.

Особыми чертами характеризуется католическое монашество. В отличие от православного оно не едино, а делится на так называемые ордена. Первым таким монашеским орденом был орден бенедиктинцев (IV в.). Большое число орденов возникало в связи с крестовыми походами в XI-XII вв. (иоанниты, тамплиеры, тевтонцы и др.).

Позднее, с XIII в. появились «нищенствующие» ордены – францисканцы (по имени святого монаха-отшельника Франциска Ассизского, жившего в Италии), доминиканцы («псы господни»). Последние сыграли огромную роль в католическом образовании, из их среды вышли великие ученые и философы (Фома Аквинский, Альберт Великий).

Оставил свой след в истории орден иезуитов (от лат. Societas Jesu – общество Иисуса), основанный в XVI в. в Париже испанцем Игнатием Лойолой, дворянином и офицером. Целью ордена было восстановление утраченного могущества католической церкви в эпоху развития Реформации.

Настоятелей католических монастырей называют аббатами (это слово пришло в европейские языки из еврейского), а сами монастыри аббатствами.

В XIII в. католической церковью был создан специальный судебный орган – инквизиция (с лат. – розыск). История инквизиции ассоциируется в первую очередь с жестокими пытками и сожжением осужденных на костре. Излюбленным пособием для инквизиторов была книга «Молот ведьм» немецких авторов Инсисториса и Шпренгера (XV в.). В ней со ссылками на Священное Писание доказывалась необходимость жестокой расправы с ведьмами, колдунами и еретиками. Инквизиция формально просуществовала до 1965 г.

За всю историю католичества и православия делалось несколько попыток воссоединения. Одна из них состоялась в 1439 г. После долгих споров и разногласий документ об объединении был подписан иерархами православных церквей, в том числе и русским митрополитом Исидором. Однако уния не воплотилась в жизнь: уже в 1443 году православный Иерусалимский собор предал её проклятию. Константинопольский патриарх, подписавший Флорентийскую унию, рассчитывал на помощь Рима в борьбе с нашествием турок-сельджуков, которые грозились уничтожить Византию. Но Рим так и не помог, а Константинополь в 1453 г. пал под их ударами. По мнению православных, это было возмездие за вероотступничество константинопольской церкви.

В 1596 г. с католичеством унию заключила православная церковь Западной Украины (бывшей тогда в составе Польско-Литовского государства). Отсюда начала свою историю Униатская церковь, православная по обрядам, но находящаяся в подчинении римского папы и признающая догматику католицизма.

 

Католический культ

Главное богослужение католиков – месса, соответствует православной литургии. Порядок и текст этого богослужения сложился постепенно в течение нескольких столетий.

В состав мессы входят следующие части:

1. Kyrie eleison – «господи, помилуй»; 2. Gloria in exelsis Deo – «ангельское славословие «Слава в вышних Богу»; 3. Credo – «Верую»; 4. Sanctus – «Свят»: 5. Benedictus – «Благословен грядущий»; 6. Agnus Dei – «Агнец Божий»; 7. Offertorium – «Приношение»;

Мессы служатся в большинстве католических приходов ежедневно, а в праздники и воскресенье служится торжественная месса, которая включает в себя еще несколько частей, например, Domine salve – «Благодарственное обращение к Богу».

Заупокойное богослужение называется в католичестве реквием. Кроме названных частей в него включают части Requiem aeternam – «Вечный покой» и Dies irae – «День гнева». Величайшие музыкальные произведения на темы католической мессы принадлежат Баху, Моцарту, Верди, Берлиозу.

Католические соборы очень величественны и могут быть построены в разных стилях. Они всегда богато художественно оформлены. Монументальные картины, барельефы, мозаики и витражи – создают атмосферу торжественности. Культ икон не отвергается католической церковью, однако их, как правило, в храмах нет.

В католическом богослужении чаще всего используется орган, также широко используется хор. В последнее время все чаще используется симфонический оркестр, не исключается использование и других, самых современных музыкальных инструментов.

Католическое священство проводит службу в богатом облачении, во многом аналогичном православному. Вне литургии католическое священство носит длинные сутаны: кюре – черные, епископы – фиолетовые, кардиналы – красные, папа – белую.

В мире живет около 700 млн. католиков. Традиционно католическими странами являются Италия, Испания, Португалия, Франция, Бельгия, Люксембург, Ирландия, Польша, Литва и т.д. Обширный регион католического мира – Латинская Америка. Большие католические общины есть в США, Канаде, Австралии.