Лекция №14. Протестантизм

Реформация в Европе и зарождение протестантизма

Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление) – это общественное движение XV в., направленное против католичества, на возвращение христианства к первоначальным идеалам. Мыслящая элита того времени выступала против злоупотреблений и ханжества католических священников, аморальности некоторых римских пап, стяжательства и чрезмерного богатства церкви.

Огромное влияние на процесс реформации оказало учение гуманизма, который стал связующим звеном между античной философией и эпохой возрождения (Ренессанс). Основоположниками гуманизма были Данте, Петрарка, Боккаччо, Мишель де Монтень, Томас Мор и другие. Особо глубокие корни гуманизм пустил в Германии, особенно в университетской среде. В этой стране он и перешел в Реформацию.

Начало реформации положили не только духовные искания, но и экономические предпосылки. Для Европы это было время зарождения капитализма. Преобразующую роль сыграли Великие географические открытия и изобретение книгопечатания.

Событие, которое послужило началом реформации, произошло в 1517 г. Это была продажа индульгенций по всей Германии, средства от которой должны были пойти на строительство собора св. Петра в Риме. Местный священник Мартин Лютер в знак протеста запер свой храм, а на двери церкви прибил петицию из 95 тезисов, в которых осуждалась продажа индульгенций. По выражению Ф.Энгельса выступление священника стало «ударом молнии в бочку пороха». Вызванный для разбирательства папой Львом X в Рим, Лютер отказался явиться на суд, а папскую грамоту публично сжег. Этот поступок осудил германский император Карл V и объявил Лютера вне закона. В ответ на это несколько германских городов объявили протест и защитили реформатора. С этого времени сторонники Лютера получили название протестанты.

Новое течение было официально оформлено в 1521 г. в городе Аугсбурге в виде документа «Аугсбургское исповедание».

Еще более радикальными оказались реформаторы церкви в Швейцарии – Жан Кальвин и Ульрих Цвингли. Они пришли к необходимости церковной реформы самостоятельно, независимо от Лютера. Кальвин реализовал свое учение в швейцарском городе Женеве, а Цвингли – в Цюрихе. Они полемизировали не только с католиками, но и с Лютером, считая что он остановился в реформах на полпути.

Реформация в Германии породила в 1524-1529 гг. кровопролитную гражданскую войну, в которой вождем протестантов стал Томас Мюнцер. Реформация толкнула Мюнцера на борьбу за всеобщую социальную справедливость, в защиту крестьянства (поэтому эта война в Германии получила название «крестьянской»). Большинство протестантов осудили Мюнцера за радикализм взглядов и кровопролитие.

 

Основные положения протестантского вероучения

Ядро всех течений протестантизма заключается в следующем:

1. Протестантизм признает исключительно Священное Писание. При этом священное предание (учение о церкви, жития святых, произведения Отцов церкви и т.д.) они не считают истинным. Лишь Библия, по их мнению, является истинным источником Божьей мудрости. Именно поэтому первые протестанты приступили к переводу Библии на национальные языки.

2. Протестанты утверждают, что человека могут спасти не молитвы, не исполнение обрядов, не благодать священников, а личная вера в Бога.

3. С точки зрения протестантов, никто не может быть посредником между богом и людьми. Для протестанта пастор – не священник, а наиболее знающий и авторитетный член общины, знаток писания и организатор религиозной жизни. Священник не наделен никакой апостольской благодатью, и поэтому не имеет права отпускать грехи и говорить от имени Бога. Из этого вытекает отрицание монашества в протестантизме.

4. Протестанты не признают некоторые таинства католической и православной церкви. Признанными являются только два из семи: крещение и причащение.

5. В протестантских церквях нет культа Богородицы и святых, так как эти культы считаются выдуманными людьми. «Слава только Богу» говорят протестанты.

6. Протестантское богослужение чрезвычайно упрощено, а в некоторых течениях отсутствует. Здания церквей простые, без украшений и икон, а некоторые течения для богослужения могут использовать обычные комнаты.

7. У протестантов нет церковной иерархии, у него нет единого управления. Вопросы веры каждому человеку предоставлено решать самостоятельно, поэтому протестантизм распадается на множество направлений и сект.

8. В протестантизме каждый человек имеет право и свободу читать и трактовать Библию по-своему. Свобода трактовки, как считают протестанты, дает простор человеческому уму и творчеству.

9. Для протестантизма характерно активное внедрение религии в мирскую жизнь верующих. Грань церковного и мирского совершенно размыта. Церковных праздников немного, и, как правило, сочетаются с гражданскими и государственными. Протестантское миссионерство отличается активностью и наступательностью. Быть миссионером – долг каждого протестанта.

 

Традиционные течения протестантизма

Как уже говорилось, протестантизм очень разнообразен, и существующие внутри него церкви сильно могут различаться по своему вероучению. Некоторые протестантские течения основаны довольно давно – в XV – XVIII вв. Их называют «традиционными» течениями, а иные, возникшие в XIX-XX вв. называют «новыми».

Одна из самых крупных и ранних протестантских церквей – лютеранская. Основателем лютеранства является упомянутый нами Мартин Лютер. Для своего времени он был радикальным религиозным реформатором. Через некоторое время после начала реформ их вдохновитель сам ужаснулся тому, что сделал. Он видел разграбленные храмы и монастыри, крестьянский бунт и гражданскую войну, вожди которой опирались на его учение. Поэтому для упорядочения ситуации Лютер написал «Катехизис» - основу учения Лютеранской церкви.

Лютеранская церковь – самая традиционная среди всех протестантских церквей. Она сохранила немало элементов католичества. Например, сохранено богослужение, церковный брак, исповедь и т.д. Но у лютеран, это не таинства, а просто обряды, дань традиции. Храмы лютеран – кирхи, строятся по определенным канонам архитектуры, отличным от католических и православных церквей. В кирхе звучит музыка, на которую положены религиозные тексты. Строгого музыкального канона в протестантизме нет, поэтому светская и церковная музыка не имеют какой либо грани.

Лютеранская церковь распространена в Германии, странах Северной Европы, Эстонии, Латвии. В меньшей степени в США и Канаде.

Близкими друг к другу направлениями традиционного протестантизма являются Кальвинизм и пресвитерианство. Они отличаются от лютеранства большим радикализмом. Строгое соблюдение правил жизни в общине, простота в жизни, аскетизм, регламентация жизни – все это следствие главного догмата «об абсолютном предопределении», выдвинутого Кальвином. Согласно ему, ни вера, ни деятельность человека не смогут повлиять на его судьбу после смерти. Все уже предопределено богом, но его решение является тайной для людей. Зачем же тогда старания и усилия человека? Кальвинисты отвечают на это так: успех человека в жизни (главным образом в профессиональной деятельности и бизнесе) – признак того, что он избран богом. Отсюда следует стремление к соревновательности, бережливости, накоплению. Никаких излишеств, праздности – только каждодневный, упорный труд и тихие семейные радости.

Основателем пресвитерианства является шотландец, ученик Кальвина Джон Нокс. В Англии протестантов-кальвинистов называли пуританами (от англ. pure – чистый), а сами они называли пресвитериане (от гр. presbyteros – старший, старейший). С конца XVI в. пресвитерианство стало государственной религией Шотландии.

Англиканство – еще одно крупное и ранее течение протестантизма. Зарождение этой протестантской церкви связано во многом с геополитическими обстоятельствами. В XVI в. Англия обладала немалым промышленным и военно-морским потенциалом, и держала себя по отношению ко всей остальной Европе независимо. Английские короли тяготились зависимостью от римских пап, которые обогащались в Англии больше, чем сами короли.

Поводом к разрыву послужили «дела семейные» короля Генриха VIII, который никак ни мог получить от папы разрешения на развод с Екатериной Арагонской, что бы жениться на ее фрейлине Анне Болейн. После непродолжительной «пикировки» с папой Климентом VII в 1534 году Генрих с помощью парламента объявил себя главой церкви в Англии.

Таким образом, Реформация в Англии, в отличие от континентальных стран произошла сверху. Центр англиканской церкви – Кентерберийская епархия, архиепископы Кентерберийский и Йоркский назначаются монархом. Но главой церкви является сам король, сейчас это королева Елизавета II.

 

Новые протестантские учения

Баптизм – крупнейшее течение протестантизма, ведущее свое начало с XVII в., хотя широкое распространение оно получило только в XIX-XX вв. В мире более 75 млн. баптистов, но больше всего их проживает в США.

название этого направления происходит от гр. baptizo – погружать в воду. Баптисты считают, что креститься надо погружением в воду и обязательно в сознательном возрасте.

Баптизм зародился в 1609 г. в Амстердаме и его основателем считается бывший англиканский священник Джон Смит.

В баптизме существуют два течения:

1. Общие (генеральные) баптисты, распространены в основном в Европе и России;

2. частные баптисты, их подавляющее большинство.

различие между ними в следующем: первые считают всех людей спасенными через страдания Христа, т.е. каждый может попасть в рай в зависимости от творимых дел. Вторые же следуют учению Кальвина, в соответствии с которым для каждого все уже предопределено заранее, и спастись могут только избранные Богом.

Все баптисты – страстные проповедники. Миссионерство – лог каждого баптиста. Главный ритуал баптистов – публичное водное крещение. Их собрания проходят в молитвенных домах. Они не поклоняются кресту, иконам, не делают крестного знамения, отвергают священство.

В России баптизм стал активно распространяться во второй половине XIX в., но в советское время началось гонение против протестантских сект. Сейчас положение изменилось6 баптисты, как и другие ветви протестантизма могут свободно исповедовать свою веру и заниматься миссионерской деятельностью.

В США, Англии и Канаде существует немало общин так называемых квакеров (от англ. quake - трепетать) Они зародились в XVIII в. Основателем этого течения считается Джордж Фокс – английский пуританин. Квакеры пришли к убеждению, что чтение Писания ничего не значит, если человек не озарен внутренним светом. Каждый может, при желании, получить это озарение непосредственно от Святого Духа и открыть в себе Иисуса Христа. Поэтому не нужны ни обряды, ни богослужения, ни священство. Во время молитвенных собраний квакеры молчат, пока кто-нибудь не почувствует, что «Дух вошел в него». Тогда озаренный встает и начинает с трепетом, от имени Бога, пересказывать свои видения, пребывая в состоянии религиозного транса. Таким образом, квакеры соединили учение протестантизма с мистикой.

Жизнь квакеров всегда отличалась строгостью нравов и аскетизмом. В чести работа, профессионализм, знания. Члены общины обращались друг к другу только по имени, ни перед кем ни заискивали, одинаково скромно одевались. Браки заключали на всю жизнь, поклявшись перед Богом в верности друг другу. Покойников погребали без специальных обрядов и церемоний. Почти с самого начала квакеров в Англии считали очень опасной сектой и жестоко преследовали. В конце XVII в. они в массовом порядке переселились в североамериканский штат Пенсильвания, где и живут по сей день. У квакеров в Пенсильвании есть свой религиозный университет, где готовят профессиональных проповедников и миссионеров.

В конце XIX в. из протестантской среды в Англии выросло новое течение – Армия спасения. Основателем Армии был Уильям Бутс (1829-1912). Он исходил из простой идеи: прежде чем читать человеку проповеди, его надо накормить, доказав тем самым искренность своих слов об всеобщей любви. Новой религиозной организации Бутс придал военизированную форму. Вступающий в Армию брал на себя обет верности Богу и людям, отказывался от алкоголя, табака, наркотиков. В России отделение Армии спасения было основано самим Бутсом в начале ХХ в., но после революции попало под запрет. В 1992 г. Армия возобновила свою деятельность в России. Эмблемой организации является корона и два скрещенных меча, под которыми написан девиз: «Кровь и огонь». Члены Армии Спасения имеют пристрастие к многолюдным собраниям и шествиям в сопровождении духового оркестра. Из учения христианства главным считают его моральный аспект.

Название течения – адвентисты происходит от лат. adventus – пришествие. Основатели адвентизма Уильям Миллер и Елена Уайт – американцы, в прошлом баптисты. Опираясь на библию Миллер вычислил дату второго пришествия Христа и конца света – 21 марта 1843 г. и стал публично готовиться к светопреставлению. Но так как в этот день ничего не произошло, его последователи стали считать, что Христос пока лишь приступил к разбору дел к Страшному суду и его следует ожидать на Земле в ближайшее время. Потом адвентистами назначались и другие даты пришествия, в т.ч. 1995 г., следующая 2017 г.

Елена Уайт – пророчица адвентизма – основала течение «адвентистов седьмого дня». В рай и ад адвентисты не верят. Они считают что душа, как и тело, смертны, но бог может их воскресить. Для подготовки человека к воскрешению необходимо усовершенствоваться не только духовно. но и физически: не есть свинины, не курить, не употреблять алкоголя и наркотиков, не употреблять лекарств, заниматься физическим трудом и упражнениями, соблюдать режим. Адвентисты не одобряют развлечений, призывают последователей вести аскетическую жизнь. Верующие члены общины отдают десятую часть доходов в пользу этой церкви.

 

Маргинальный протестантизм

некоторые новейшие ответвления протестантизма иногда называют течениями маргинальных христиан, т.е. христиан стоящих на самом краю христианского мира. Большинство христиан негативно воспринимает их учения, а иногда просто объявляют их опасными для нравственного здоровья общества. Впрочем, сами маргиналы ничуть не смущаются этим. Статус «гонимых» их вполне устраивает. Одно из таких течений – свидетели Иеговы. Оно возникло в 70-х гг. XIX в. в США, а его основатель – Чарльз Т. Рассел.

Троицу в целом Свидетели Иеговы не признают. Для них в мире действует один Бог, который создал Христа в качестве некого высшего существа – царя Божьего царства. На Земле Христос был не Богом, а совершенным человеком. Свидетели Иеговы считают, что второе пришествие Христа уже состоялось, но незримо. Стержневая идея их учения – ожидание конца света и установление рая на Земле. По мнению Свидетелей уже в ближайшее время грянет Армагеддон. Среди своей паствы свидетели выделяют «малое стадо» - избранные Иеговой (144 тыс. человек, из которых в живых в настоящее время 9 тыс.) и «большое стадо» - все остальные. После Армагеддона члены «малого стада» окажутся в раю, «большого» - предстанут перед божьим судом, а для не принявших учение путь в рай заказан.

Свидетели Иеговы живут довольно замкнуто. Члены общины стараются привлечь в секту людей, разговаривая с ними на улицах, ходят по домам и общественным местам. Свидетелей Иеговы более 4 млн. человек. Руководство деятельностью этой церкви осуществляется из США.

Не так давно в России появились проповедники мормонов, молодого религиозного течения, основанного в 1830 г. в США Джозефом Смитом. Полное название течения – «Церковь Иисуса Христа последних дней». Центр мормонов – г. Солт-Лэйк-Сити в штате Юта, куда они переселились, спасаясь от преследований. В этом городе находится огромный мормонский храм, напоминающий одновременно и католический собор и университет.

В качестве священного писания мормоны признают Библию и «Книгу мормонов». В этой книге рассказывается о том, как за шесть веков до нашей эры потомки израильского племени переселились из Израиля на американский континент. Таким образом, индейцы – потомки иудеев. Мормон – один из представителей этого народа и описал эти события.

Мормоны трудолюбивы, скромны в жизни, не курят, не употребляют алкоголя, кофе, чая. У них существует обычай многоженства, который в настоящее время встречается очень редко. Вероятно, в прошлом, он был связан с необходимостью поддерживать высокую численность своих единоверцев. Все мормоны считают своим долгом вести по всему миру миссионерскую деятельность. Мормонское вероучение столь своеобразно, что не все религиоведы считают его разновидностью христианства.

 

Вопросы семинара:

1.Реформация в Европе и зарождение протестантизма

2. Основные положения протестантского вероучения

3. Традиционные течения протестантизма

4. Новые протестантские учения

5. Маргинальный протестантизм