Тема 7. РЕЛИГИИ МИРА

7.1. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множе­ство. Они зависят от мировоззрения тех ученых-философов, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случае он ответит: «Вера в Бога». Это верно, но только отчасти. Давайте начнем с самого термина «религия». (Термин – это слово, которым названо, обозначено понятие. Таким образом термин и понятие – да­леко не одно и то же.)

Слово «религия» (religo или religio – лат.) буквально озна­чает, связывание, запрягание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обо­значало привязанность человека, личности к чему-либо священному, постоянному и неизменному. А может быть, пер­воначально имелся ввиду некий «союз» древней общины со своими богами-покровителями. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика I в. до н.э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, означавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование). Таким образом, с самого начала предполагалось, что не всякую веру можно назвать религией.

Слово «религия» вошло в обиход в первые века христиан­ства и подчеркивало, что новая вера – это не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система. Но в то время далеко не все были довольны этим термином. Христианский богослов Августин Блаженный (V в. н.э.) считал, что в латинском языке нет слова, точно выражающего суть явления. Слово «религия», таким образом, утвердилось не сразу и стало регулярно употребляться довольно поздно. В дох­ристианские времена у разных народов понятия веры в богов и благочестия обозначались другими словами. Например, в древнеиндийском праязыке санскрите, относящемся к индоевропейской группе (см. тему «Ведические религии»), применялось слово «бхага», в родственном ему древнеиранском – «бага», а в славянских языках (относящихся к той же индоевропейской семье) от этого же корня пошло слово «бог» (отсюда богатый – имеющий бога, убогий – утративший его либо, по другой версии, находящийся около бога).

А вот другая трактовка этого понятия, взятая из православного богословского словаря. Она довольно пространна и скорее напоминает доказательство «бытия Божия» (т.е. того, что Бог есть). Суть определения состоит в том, что религия – это взаимоотношение между Богом и человеком. Религия имеет для человечества врожденный характер, она появилась в тот момент, когда Бог создал человека. Она существует, пока существует человеческий мир. Тут уж возразят материалисты! Они скажут, что начало и основа всего сущего – неуничтожаемая материя, а Бог – производное от человеческого сознания (т.е. человек создал его в своем сознании).

Можно стоять и на «нейтральных позициях», рассматривая религию лишь как социальное историческое явление, как сис­тему верований и обрядов, которые объединяют признающих их людей в одну общину, называемую церковью. Приблизительно так определял религию французский социолог XIX в. Э. Дюркгейм. Но сущность религии во всей глубине не исчерпывается этим определением, исследователь как бы уходит от ответа на основные вопросы. Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной, этнографической и с какой угодно другой, но все равно определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования или несуществования высших, непознаваемых разумом, сверхъесте­ственных сил. т.е. Бога или богов.

Пожалуй, все согласятся с тем. что религия – это вера в сверхъестественное. В таком определении нет ничего обидного ни для верующих, ни для неверующих: хочешь – верь, хочешь – нет! Однако не всякую веру в сверхъестественное можно считать религией. Например, мы верим, что кошка, перебежавшая дорогу, может принести нам неудачу. Это явное суеверие, которое ничего общего с религией не име­ет. Значит, религия предполагает и еще какие-то обязательные признаки. Очевидно, религию, в отличие от суеверий, следу­ет рассматривать как стремление человека к высшей реально­сти, заставляющее его, презрев непонимание окружающих, ма­териальные лишения и самоограничение, стремиться к духовному идеалу.

Нет оснований считать веру в сверхъестественное присущей всем религиям, на любой стадии их эволюции. На ранних этапах развития сознание еще не было способно сформировать представ­ления и соответственно различить «естественное» и «сверхъестест­венное». Не присуща «вера в сверхъестественное» и религиозному сознанию в развитых восточных религиях (буддийскому, даосскому и т.д.). Деление на естественное и сверхъестественное разра­ботано в иудео-христианской традиции, но и в христианстве эта дихотомия, как показывают социологические исследования, часто не «доходит» до обыденного сознания многих верующих. Принятие «веры в сверхъестественное» за всеобщий, специфический признак всякого религиозного сознания не соответствует фактам.

Религиозному сознанию присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, символичность, алле­горичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других знаков). Названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоцио­нальность характерны для искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т.д.

Символичность и аллегоричность.Содержание веры обу­словливает символический аспект религиозного сознания. Символ (греч.– знак, опознавательная примета) репрезенти­рует содержания, значения, отличные от непосредственного содер­жания своего носителя. Символическими свойствами могут обла­дать материальный предмет, действие, речевой текст, некоторый образ сознания; вещи, действия, находящиеся и совершающиеся вне сознания, приобретают указанные свойства лишь в соотноше­нии с сознанием. Символ предполагает совершение сознанием актов объективирования мыслимого содержания, направленности на положенный в качестве объективного предмет (существо, свойство, связь), обозначения этого предмета. Предметы, действия, слова, тексты наделяются религиозными значениями и смыслами. Носители этих значений и смыслов представляют собой эквиваленты – заместители символизируемо­го, образуют религиозно-символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания, включаются в ри­туал. Религиозных символов множество, наиболее общими являются те, которые репрезентируют соответствующую религию: крест – символ христианства, чакра (колесо с восемью спица­ми) – символ буддизма, полумесяц – ислама и т.д. Религиозному сознанию присуща аллегоричность (греч. – говорить иное, не то, что слова буквально обозна­чают; иносказательно выражаться; говорить, пояснять в образах). Аллегория представляет собой иносказание, условную форму вы­сказывания, условное выражение абстрактных понятий в нагляд­ных образах, которые означают нечто другое, отличное от букваль­ного значения. Аллегория часто выступает как совокупность свя­занных образов, объединенных в сюжет: с ее помощью через какой-то образ или сочетание образов иносказательного передается содержание понятий, разработанных в данном религиозном сознании.

Наглядная образность и эмоциональность. Религиозное сознание выступает в чувственных (образы созерцания, представ­ления) и мыслительных (понятие, суждение, умозаключение) формах. Значимость последних существенно возрастает на концеп­туальном уровне сознания, в целом же в нем преобладают сенсор­ные образования, особенно большую роль играет представление. Источником образного материала служат природа, общество, человек, соответственно религиозные существа, свойства, связи со­здаются по подобию явлений природы, общества, человека. Суще­ственны в религиозном сознании так называемые смыслообразы, которые являются переходной формой от представления к поня­тию. Содержание религиозного сознания наиболее часто находит выражение в таких литературных жанрах, как притча, рассказ, миф, «изображается» в живописи, скульптуре, привязывается к разного рода предметам, графическим начертаниям и т.д.

Языковое выражение и диалогичность. Религиозное созна­ние существует, функционирует и воспроизводится посредством религиозной лексики, а также других производных от естествен­ного языка знаковых систем – предметов культа, символических действий и проч. Религиозная лексика – это та часть словарного состава естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные значения и смыслы. Имена религиозной лексики можно разделить на две группы: 1) означающие действительные предметы, персоны, действия, события с атрибутизированнымисвойствами или составляющими – «икона», «крест», «ваджра», «мандала», «черный камень», «кардинал», «богослужение», «джи­хад» и проч.; 2) называющие гипостазированные существа, облас­ти бытия, атрибутизированные свойства и связи – «Бог», «Святой Дух», «Ангел», «душа», «рай», «ад», «чистилище», «Провидение», «Будда в теле Дхармы», «Карма», «реинкарнация» и т.д. Слова (имена), составные наименования, предложения имеют предметную направленность, указывают на соответствующие вещи, персо­ны, существа, свойства, события, называют их, а также относят к понятиям и представлениям о них, полагают существование называемого.

Благодаря языку религиозное сознание оказывается практичес­ким, действенным, становится групповым и общественным, а тем самым существующим и для индивида. С помощью языка религиозные представления, повествования, нормы и т.д. передаются от индивида к индивиду, от группы к группе, от поколения к поколению. Исторически вместе с эволюцией религий усложнялся и их язык.

Крупнейший русский философ XX в. А.Ф.Лосев определял религию как «субстанционное самоутверждение личности в вечности».Это значит, что каждый человек от рождения и по своей природе, утверждая себя в мире, должен соотнести свое крошечное «я» с огромным и бесконечным миром. Мыслящий человек всегда ощущает, что в этом мире существует нечто постоянное, неизменное, вечное и святое. Иначе жизнь превращается в бессмыслицу, в абсурд. И пусть не каждый из нас в суете жизни постоянно держит это в уме, но момент, пусть короткий, но очень важный, когда и вы заду­мываетесь о смысле бытия и о своем месте в мире, обязательно придет.

Религия и атеизм.В противовес религии существует течение общественной мысли, отрицающее существование Бога (богов), называемое атеизм (от гр. а – отрицание и theos – бог). Религия и ате­изм – близнецы по происхождению своему. Так как экспе­риментальная проверка истинности того и другого невозмож­на, следует признать спор верующих и атеистов в истории человечества вечным. Человеческое познание не имеет конца, следовательно все, что мы знаем сейчас, – это только песчинка в мире непознанного, и никакие аргументы из науки и практики типа «космонавты, слетав в космос, не встретили там Бога» не имеют ни малейшего смысла. Все зависит от принятой аксиомы, а она, как известно, на то и аксиома, что не требует доказательств. Некоторые философы, кстати, рассматривают и сам атеизм в качестве одной из форм религии.

Можно выделить разные виды атеизма. Самый массовый атеизм происходит от самого элементарного равнодушия людей к вопросу о существовании Бога. Более высокая стадия атеизма – научный атеизм, когда для обоснования отрицания Бога применяется строгая система научных доводов. Внецерковный подход может быть назван также секулярным (от лат. secularis – светский, нецерковный), но секулярный – это не обязательно атеистический. Третья форма атеизма, ко­торая была особенно свойственна мыслителям эпохи Просве­щения XVIII в. (Вольтер, Мелье и др.), – атеизм, основан­ный на неприятии церкви с ее организацией, священством, монашеством и т.п. Такой вид атеизма не всегда и не обяза­тельно связан с отрицанием Бога. Когда великий французский философ Вольтер обращал к католической церкви гневные слова «Раздавите гадину!», он имел в виду не уничтожение религии вообще, а осуждение церкви как земной, человечес­кой организации, которая погрязла в грехах и преступлениях.

Термин «научный атеизм», широко распространенный в нашей стране в недавнем прошлом (многие из наших родителей и дедушек сдавали такой предмет, учась в ВУЗах), не совсем удачен. Дело в том, что наука может базироваться на разных аксиомах, т.е. как признавать существование Бога, так и отрицать его. Например: богословие – это тоже наука. Но она стоит на позициях защиты религиозного мировоззрения.