СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Религия – очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.

1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера есть особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предпо­лагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, реализации на практике предвидимого поведения, результате проверки. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Религиозная вера – это вера: а) в объективное существование гипостазированных существ, атрибутизированных свойств и свя­зей, а также образуемого этими существами, свойствами, связями мира; б) в возможность общения с гипостазированными сущест­вами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; г) в действительное совершение каких-то событий, о которых рассказывается в текстах, в их повторяемость, в наступление ожидаемого события, в причастность к ним; д) в религиоз­ные авторитеты – «отцов», «учителей», «святых», «пророков», «харизматиков», «бодхисаттв», «архатов», церковных иерархов, служителей культа. Верующим может быть человек образованный, много знающий, но может быть и не имеющий никакого образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Важную роль в этом смысле играет общение людей, так как представление о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не сможет быть облечено в конкретные образы и систему, если человек находится в изоляции от сообщества себе подобных. Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в процессе общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется.

2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах илиБоге, об отношениях Бога и мира, Бога и человека, о правилах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п. Создатели религиозного учения – специально образованные и подготовленные люди, многие из которых обла­дают особыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию, недоступную остальным. Религиозное вероучение создается философами (религиозная философия) и теологами (от гр. theos – Бог и logos – учение). В русском языке может применяться полный аналог слова «теология» – богословие (так как гр. logos можно перевести и как учение, и как слово). Если религиозные философы занимаются наиболее общими вопросами устройства и функционирования божьего мира, то богословы излагают и обосновывают конкретные аспекты данного вероучения, изучают и толкуют священные тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет отрасли, например, нравственное богословие.

3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д.

Виды деятельности. В религии как области духовной жизни развертывается соответствующая деятельность. Последняя пред­ставляет собой «движущий», «беспокойный» компонент. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций.

· Нерелигиозная деятельностъ осуществляется во внерелигиозных областях: экономи­ческая, производственная, профессиональная (в различных сферах разделения труда), политическая, государственная, художествен­ная, научная. Она может быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, предмету и результатам это внерелигиозная деятельность.

· Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. В этой системе выделяют практическую и духовную деятельность. К практической относят материально-производственную, социально-политическую, воспи­тательно-педагогическую, медицинскую, управленческо-административную. Духовную составляют познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная деятельность. Есть и такие виды деятельности, в которых практическая и духовная объединяются в своеобразную целостность.

Существует два основных вида религиозной деятельности:внекультовая и культовая.

· Внекультовая осуществляется в ду­ховной и практической сферах. Духовную внекультовую деятель­ность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произ­ведений и т.д. Разновидностями практической внекультовой деятельности яв­ляются: производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе «сборов», преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных органи­зациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах и т.д. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере «проникают» и элементы культа.

· Культовая деятельность. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus – возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Предметом культовой деятельности становятся различные осознаваемые в форме религиозных представлений, образов внеш­ние объекты и силы, психологические феномены и проч. Предметами культа в религиях разных типов, разных религи­озных направлениях и конфессиях становились материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и проч. с полагаемыми религиозным сознанием атрибутированными свойствами и связями. Многообразные процессы и явления могут представать в качестве предметов культа и в виде гипостазирован­ных духовных существ – духов, богов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа являются: ритуальные пляски вокруг изо­бражения животных – предметов охоты, заклинание духов, кам­лания и др. (в религиях на ранних стадиях развития); религиозные богослужения, литургия, обряды, праздники, молитва, исповедь, поминовения, пост, паломничества и др. (в развитых религиях). Субъектом культа может быть религиозная группа или верую­щий индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стремления, чаяния. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелиги­озные потребности – художественные, потребность в общении и др. Религиозная группа как субъект неоднородна: имеется не­большая группа осуществляющих управление – священник, пас­тор, проповедник, мулла, раввин, жрец – и большая часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители. Индивидуаль­ная культовая деятельность доступна верующим со значительной степенью религиозной убежденности, с хорошим знанием риту­альных текстов, видов и способов культовых действий. К средствам культовой деятельности причисляют молитвен­ный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульп­тура, музыка), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения и т.д.). Важнейшим средством является культовое здание. Попадая в него, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказыва­ется в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Внима­ние сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, знаках, произведениях религиозного, искусства, имеющих религи­озные значения и смыслы. Способы культовой деятельности опре­деляются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать. Эти предписания касаются и элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы и проч.), и более сложных (жертвоприношение, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники). Средства и способы деятельности имеют символическое значение. Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиоз­ного сознания. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, повест­вования, возбуждаются соответствующие эмоции. В культовой деятельности происхо­дит общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности. Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и убранство храма, музыка, чтение молитв и псалмов – все это может доставлять эстетическое наслаждение.

Обряды и другие культовые действия могут быть магическими (от лат. magia – чародейство, колдовство, волшебство), т.е. такими, с помощью которых особые люди или служители культа пытаются таинственным, непознаваемым способом воздействовать на окружающий мир, на других лю­дей, изменить природу и свойства тех или иных предметов. Иногда говорят о «белой» и «черной» магии, то есть колдов­стве с привлечением светлых, божественных сил и темных сил дьявола. Однако магические колдовские действия всегда осуждались и осуждаются большинством религий и церквей, где считаются «происками нечистой силы». Другая разновидность культовых действий – символические обряды (от гр. simbolon – условный вещественный опознавательный знак), которые только изображают или имитируют действия какого-либо божества с целью напоминания о нем.

Можно выделить также определенную группу обрядов и других религиозных действий, которые явно не относятся к колдовству или волшебству, но, с точки зрения верующих людей, содержат сверхъестественный, таинственный и непо­стижимый элемент. Они обычно направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в себе самом», соединиться с ним путем «растворения в Боге» собственного сознания. Такие действия обычно называют мистическими (от гр. mistikos – таинственный). Мистические обряды могут воздействовать не на всех, а только на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы мистики присутствуют во многих религиях, в том числе и великих мировых. Некоторые религии (как древние, так и современные), в учении которых преобладает мистический элемент, религиоведы так и называют – мистическими.

Любой из перечисленных элементов культа – храм, предметы культа, священство – может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.

Необходимо заметить, что в истории человечества встречались не только религии без культа, но и культы без религий. Как правило, это было связано с обожествлением вождей, политических деятелей, завоевателей, зачастую просто нечистых на руку людей и лжепророков. Создатели этих культов стремились извлечь из них свою политическую, экономическую выгоду, удовлетворить тщеславие. Отличить такие культы бывает иногда непросто, здесь следует полагаться на собственную интуицию, знания, факты истории. Культы политиков, вождей, тех или иных идеологий – закономерное, но подчас опасное явление, об этом свидетельствует немалый опыт человечества.

4. Религиозные отношения. В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения – внерелигиозные и религиозные.

Религиозные отноше­ния представляют собой вид отношений в духовной сфере обще­ства. Религиозные отношения, имеют субъективный план, план со­знания. Последнее «полагает» определенные отношения людей к гипостазированным существам и атрибутизированным свойствам и связям, а также верующих друг с другом. Имеются различные символические посредники религиозных отноше­ний. В качестве посредников могут выступать: 1) предметы нежи­вой и живой природы – икона, крест, распятие, ступа, черный ка­мень, корова, крокодил, голубь и т.п. – и тогда религиозные отно­шения принимают предметную вещную форму; 2) индивид или группа лиц – служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель «дара» и др.; в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных свя­зей верующих; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т.д.; 4) язык – отдельные слова и целые предложения, содержащие на­ставление о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым. Предметы, вещи, персоны, обра­зы, слова являются знаками, которые выражают религиозные значе­ния и смыслы, «прочитываются» вступающими в связь индивидами.

Виды отношений. Следует различать внекультовые и культо­вые религиозные отношения. Внекультовые отношения актуализи­руются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отноше­ния между религиозными индивидами, группами, организациями. Педагогический процесс в духовных школах предполагает наличие связей учитель – ученик, ректор – педагогический коллектив, определенных взаимоотношений между слушателями и т.д. Пропаганда, миссионерство, религиозное воспи­тание в семье осуществляются посредством информационных отно­шений, механизмов наставления, сообщения, адаптации и т.п. Религиозные отношения могут иметь разный характер – солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, кон­фликта и борьбы, нередко с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже при «мирном сосуществовании», как правило, имеется представление о превосходстве данного объеди­нения, конфессии, направления, религии.

5. Религиозные организации. В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстан­ций выступают институты и организации. Для «ориентации» во внерелигиозных областях создаются экономические институты (например, Банк Святого Духа в Ватикане), политические партии (христианские, исламские и проч.), профсоюзы, женские, моло­дежные и прочие формирования.

Виды и строение религиозных организаций. Складываются учреждения и в религии – внекультовые и культовые. К внекультовым отнесем звенья управления внекультовой деятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и проч.), а среди культовых упомянем причт, клир, дьяконат, епископат.

В первобытном обществе религиозных организаций не было. Религиозными церемониями первоначально руководили старей­шины рода и племени. Постепенно появлялись совершители куль­та: шаманы, знахари и т.д. Складывались религиозные группы – «тайные союзы», не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда постепенно, образуется сословие жрецов, а вместе с ним и религиозные» организации.

Типы объединений.: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия и др. Наибольшее признание среди исследователей получили два первых типа.

В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. прилагательного confessionalis – церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»).

Церковью обычно именуют крупное религиозное объединение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях упорядочены веками, зачастую в них имеется деление на священнослужителей и простых мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной своей массе они анонимны (т.е. учет церковью не ведется), их религиозная деятельность и жизнь постоянно не контролируется, за ними остается относительная свобода мыслей и поведения (в рамках учения данной церкви).

От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в господствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике секты понимаются более узко: как группы, складывающиеся вокруг какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами, распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь. Следует отличать, например, некоторые старинные секты, которые со временем превратились в мощные религиозные течения, от однодневок, созданных психически больными лицами либо просто шарлатанами и жуликами, преследующими корыстные, политические интересы.