Эдесхейм Пфальц

Эдесхейм Пфальц. Париж Анализируя основы общественной жизни нравственности и политики Гольбах утверждает что в условиях порабощения народа отсутствия в обществе свободы безопасности добродетели всякий человек которому нечего бояться вскоре становится злым тот кто думает что он ни в ком не нуждается воображает что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца.

Таким образом страх это единственное препятствие которое общество может противопоставить страстям своих вождей.

Без этого последние развратятся сами и не замедлят воспользоваться теми средствами которые дает им общество чтобы найти себе соучастников в своих неправедных делах Волгин В. П. Социальные и политические идеи Гольбаха Новая и новейшая история 0000 0. Очевиден вклад Гольбаха и в танатологию науку о смерти. Хотя он и говорит что страх смерти это пустая иллюзия но в то же время отмечает факторы которые эту иллюзию усиливают.

К ним относятся в частности церемонии похорон вид могилы горестные песни всеобщая печаль и скорбь. Человеку замечает Гольбах кажется что все это будет сопровождать его после смерти. Достаточно интересны рассуждения Гольбаха о причинах религиозности. Здесь он выдвигает положение о том что всякий человек является боязливым и недоверчивым поскольку в жизни всем приводится так или иначе страдать переносить лишения испытывать потрясения.

Опыт пережитого страдания пишет Гольбах вызывает в нас тревогу при встрече со всяким неизвестным явлением Наши тревоги и страхи возрастают пропорционально размерам расстройства вызываемого в нас этими предметами их редкости т. е. нашей неопытности относительно них нашей естественной чувствительности и пылу нашего воображения. Именно страх создавал богов ужас их постоянно сопровождает а когда дрожишь от страха то невозможно рассуждать здраво Залманович А. В. Атеизм Гольбаха Уч. зап. Тульского государственного педагогического института 0000 в. 0 т Но поскольку суеверным человека делают невежество и слабость то делает вывод Гольбах страхи исчезают с накоплением опыта. 0.0.