Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ

Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ. Другое влиятельное направление в философии ХХ века где категория страха играет важнейшую роль - фрейдизм и психоанализ.

Ранний фрейдизм также различал два вида страха - перед внешней опасностью и глубинный иррациональный страх.

Последний как и сартровский страх есть страх перед самим собой. Однако природа его интерпретируется иначе фрейдистский страх - это страх перед бессознательными разрушительными инстинктивными силами сконцентрированными в человеке перед импульсами которые прорываются из глубин человеческого существа. Такая интерпретация страха актуализирует негативные стороны свободы показывая что искомая свобода если она не одухотворена моральной ответственностью не социализирована может обернуться антисоциальностью вихрем разрушения.

Нереализованные желания оставшиеся вне культурных смыслов и этических норм таят в себе гигантскую катастрофическую силу. Бесстрашный сартровский человек откинувший все внешние авторитеты и страхи обращается здесь в демона- разрушителя. Он свободен и не боится даже самого себя - поэтому он представляет собой опасность для общества. Психоанализ показывает что человечеству не следует вовсе отказываться от страха и от культуры даже если она и носит репрессивный характер как это утверждал Г.Маркузе Браун Джеймс Психология Фрейда и постфрейдисты.

Пер.с англ Послесл. А.М.Руткевича - М. Рефл-бук Ваклер 0000 000 с Человек должен страшиться разрушительного начала заключенного в нем тогда возможен компромисс между этим началом и ограничивающими требованиями реальности. 0.0. Э.Фромм Э.Фромм К.Хорни Г.Салливен и другие последователи Фрейда придали его учению культурологический и социологический характер. Вперед выдвинулись отношения между индивидуально-психологическим и социальным началами личности между культурой личности и культурой общества.

Страх как понятие и категория занял в этих концептуальных моделях первостепенное место. Согласно Э.Фромму страх - то чувство которое является определяющим при формировании социального характера. Он является тем психологическим механизмом который оттесняет сдвигает на обочину и даже в сферу бессознательного те индивидуальные характеристики личности которые входят в столкновение с господствующими в данном обществе культурными и социальными нормами. Результатом является формирование типов личности распространенных в том или ином обществе.

Сходство социально приемлемых черт облегчает взаимопонимание и совместную деятельность. Платой за это является подавление социально отторгаемых качеств с помощью страха. Страдающей стороной остается личность которая сама устрашившись лишает себя части своего сущностного богатства индивидуальных характеристик Фромм Э. Бегство от свободы. М Прогресс Универс. 0000 Иметь или быть М. Прогресс 0000 Психоанализ и этика.

М. Республика 0000 Массовизация индивида из его страха перед самим собой как уникальным существом из его боязни выделиться быть отличным от толпы от других людей - вот результат социализации. Подобное омассовление в частности приверженность стереотипам в том числе стереотипизированным массовым страхам - одновременно плата которую человечество платит за развитие своих потребностей в коммуникации за облегчение и упрощение этой коммуникации индивидов между собой.

Счастье быть понятым оказывается обратной стороной усечения самого себя для того чтобы быть понятым Браун Джеймс Психология Фрейда и постфрейдисты. Пер.с англ Послесл. А.М.Руткевича - М. Рефл-бук Ваклер 0000 000 с 0.0. Карен Хорни Личность испытывает страх перед миром и другими людьми. Но страх - не только психологический а также культурно-психологический феномен. Каждая культура навязывает свои страхи всем без исключения носителям данной культуры.

Она указывает людям смыслы вещей и действий и задает образцы реагирования. Страх - очень эффективный механизм социализации. Может быть даже чересчур сильный ибо он деформирует личность и рождает неврозы. Карен Хорни показала это в своем до сих пор не утратившем убедительность исследовании. Она различает нормальные и невротические страхи. Сами по себе характеристики этих страхов не так важны. Страхи могут вызываться внешними опасностями природные бедствия нападения врагов социальными отношениями установившимися в данном обществе конфликты угнетение зависимость и т.д. теми или иными культурными традициями страх перед потусторонним страх нарушения табу и т.д. но если они диктуются данной конкретной культурой то должны быть признаны нормальными.

Культурой же предлагаются способы защиты от этих страхов которые позволяют ее носителям не страдать сильнее чем это неизбежно в данной культуре. Невротик однако страдает сильнее. Он находится в конфликте с самим собой и неспособен этот конфликт разрешить.

Его страхи и защиты выходят и в количественном и в качественном отношении за границы нормы. Достижением Хорни было то что она сумела показать что невротические страхи являются реакцией на те требования которые культура предъявляет к личности Браун К.Х. Критика фрейдо-марксизма- Пер. с нем М Прогресс 0000. С. 000 Соглашаясь с этими требованиями человек надевает на себя некую маску К.Г.Юнг называл ее persona Юнг Карл Г. Избранное. Пер.с нем. Е.Б.Глушак Г.А.Бутузов М.А.Собуцкий и др Минск Попурри 0000 000 с. предъявляемую себе и окружающим однако ее несоответствие его самости рождает глубокое и неосознанное чаще всего чувство вины которое и запускает в действие невротический конфликт.

Заканчивая рассмотрение феномена страха в генезисе философской мысли отмечу что анализ античного и средневекового понимания показывает что страх перед будущим попытки осмыслить его в контексте возможной грядущих катастроф является мощной традицией действительной как для народной культуры так и для элитарной религиозной и философской мысли. В новейшее время вектор катастрофизма неуклонно смещается от страха перед природными катастрофами в сторону страха человечества перед самим собой перед теми разрушительными силами скрытыми в личности организациях выработанных людьми сообществах и силах развязываемых как отдельным человеком так и группами.

Экзистенциалистская философия фрейдизм а также энвиронментализм развившийся в последние десятилетия - подтверждение этого сдвига.

Разрушительные силы природы конечно действуют по-прежнему но они отошли в область технических технологических интересов организационных усилий направленных на предвидение возможных ущербов и уменьшение повседневных рисков. Прогнозы погоды где жизнерадостные дикторы просвещают телезрителей о вероятности бурь ураганов наводнений штормов циклонов и т.д. достаточно наглядны в этом отношении. Философия же прочно сместилась в сторону осмысления разрушительного начала скрытого в человеке.

Таким образом в философии ХХ века разработка понятия страх обращена своим вектором в обратную сторону от макроисторических построений философии истории. Страхи перемещаются вовнутрь микрокосма человеческой личности. Главные страхи вызывают теперь уже не столько ураганы и эпидемии сколько разрушительное начало скрытое в самом человеке в глубинах его личности. Соответственно более всего разработанной тема страха оказалось в таких психологически-ориентированных философских направлениях как экзистенциализм и фрейдистский психоанализ. ГЛАВА 0.