Страх перед будущим в письменной культуре

Страх перед будущим в письменной культуре. Письменная культура по природе своей рефлективна.

Это по-видимому одна из основных базовых ее характеристик. Отсюда и ее возможности. Письменная культура глубоко сущностно связана со временем переживанием времени отношением ко времени. Она в основаниях своих природоборческая по крайней мере она оставляет возможность такого своего прочтения. Со временем она борется как с самым безжалостным проявлением природы. Добры мы или злы переживаем минуты величайшего торжества или находимся на дне пропасти глубочайшего отчаяния время неумолимо все уносит.

В его потоке на часах вечности все человеческие смыслы утрачивают свою значимость. Формирование письменной культуры означало фиксацию и кодификацию культурных значений. Фиксировались прежде всего центральные или ядерные культурные значения и это стало одним из важнейших механизмов складывания функциональных символических центров социокультурной системы Там же Письменная культура - фундаментальное человеческое начинание открытие которого возможно на относительно короткое историческое время дало людям ощущение преодоления времени сохранения смыслов в их понятийной форме.

Конечно уже первый художник изображавший на стене пещеры образы своего мира с успехом решил сходную задачу. Ведь до сих пор мы можем видеть и обдумывать его сообщение дошедшее к нам из пропасти времени. Однако письменная культура точнее ибо дана в понятиях. Она на порядки демократичней ибо умение писать стало постепенно общим умением социализированной личности. Текстов письменной культуры неизмеримо больше.

Они касаются всех сторон жизни и внешней и той внутренней жизни о которой нам могут поведать и сухие протоколы психиатров и психологов и вдохновенные слова писателей и поэтов. Что может иметь большие рефлективные возможности чем письменный текст - к которому можно вернуться прочесть его столько раз сколько представляется необходимым вновь и вновь осмыслять и переосмыслять прочитанное. Письменная культура сделала глаз центральным органом чувств сдвинув назад другие чувства в их общей композиции.

Письменный текст и история сама идея историчности глубоко связаны. Не случайно евреи народ давший миру чувство напряженного исторического переживания это народ Книги. Письменная культура - культура разделенного дифференцированного времени. Прежде всего она дает возможность вновь и вновь осмыслять и переосмыслять уже случившееся. Важно не только то что письменные тексты сохраняют прошлое. Прошлое сохраняется и в материальных остатках разыскиваемых археологами.

Существенно то что тексты письменной культуры позволяют документировать чувства. Тревоги и страхи также как чувства торжества радости и триумфа - все это оказалось доступным для письменного выражения в точной понятийной форме. Опыт чувств наиболее универсален. Потому современные читатели древней литературы могут глубоко сопереживать людям жившим например за многие тысячелетия до них а древние тексты Библии до сих пор остаются не только источником благоговения для верующих но глубоко волнующим чтением для сотен миллионов людей на Земле. Пророчества в том числе предсказания грядущих бедствий и катастроф также получили выражение в текстах с помощью которых люди смогли передать свои представления в неизмеримо далекое для них будущее.

Многие из этих посланий живы. Достаточно только напомнить о библейских пророчествах играющих ключевую роль в иудаизме и христианстве и следовательно для всех людей остающихся в русле влияния этих религий а также о знаменитых предсказаниях Нострадамуса. 0.