Направленность древних страхов на внешний мир

Направленность древних страхов на внешний мир. Большая часть древних страхов была обращена вовне.

Люди боялись прежде всего бедствий которые приходили из окружающего их мира. Разрушительность природных бедствий сочеталась с их неожиданностью. Неожиданно случались землетрясения ураганы наводнения неожиданно обрушивались эпидемии вторгались враги. Зло также рассматривалось как внешняя сила разгневанные боги мифологические воплощения зла колдуны приносящие своими заговорами и заклятиями бедствия и смерть.

Этнографам известны племена рассматривающие мир как враждебную противостоящую людям силу. Добу одно из меланезийских племен убеждены например что со всех сторон окружены злыми колдунами причем колдунами являются также соседи и родственники. Если умирает один из супругов то согласно их убеждениям в этом виноват выживший супруг Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века По материалам междунар. исслед. Моск. обществ. науч. фонд Ин-т социологии РАН Ун-т штата Мичиган Под ред. В.Э. Шляпентоха и др М. 0000 000 с. Объяснительные схемы вырабатываемые древними людьми имели среди всего прочего также функцию предвидения и предупреждения бедствий. Они служили своеобразными антидотами дававшими надежду на уменьшение неожиданности а значит и разрушительных последствий катастроф.

В упоминавшемся уже Откровении святого Иоанна Богослова говорилось о семи чашах гнева Божия на землю. Однако если причиной грядущей катастрофы является гнев Божий то вполне разумной стратегией поведения было стараться не разгневать Всемогущего.

Если причина бедствий - колдуны их проклятья и заговоры то опять-таки этот вывод обозначает пути предупреждения несчастий. Страх перед грядущими бедствиями и стремление их предотвратить видны из того огромного значения которое играли в древнем мире оракулы и прорицатели. М.Вебер в Социологии религии показал связь между знанием будущего умением толковать предзнаменования и предсказания оракулов и властью в сообществах.

Там где это удалось взять в свои руки политической власти ей удалось потеснить священнослужителей но там где священнослужители сумели захватить в свои руки толкование предсказаний оракулов и божьей воли их власть была длительное время преобладающей Арон Реймон Избранное Введение в философию истории. Пер.с фр М СПб. Университетская книга 0000 000 с Страхи древности сохраняли свою направленность вовне на внешний мир. Даже страх человека перед самим собой представал в форме внешних сил например богов и богинь вызывающих раздоры и войны между людьми. 0.