Философский вызов катастрофизму в Новое время

Философский вызов катастрофизму в Новое время. Были ли материальные причины для смены вектора с пессимистического на оптимистический в Новое время или позитивные перемены в жизни общества принесла перемена мировоззрения - вопрос не такой простой как кажется.

Однако хорошо известно что в философии пессимизму и циклическим теориям противостоят оптимистические концепции прогресса связанные с линейным пониманием времени.

Они являются достаточно далеким развитием тех идей о линейности времени которые имеются уже в Ветхом Завете. Идеи человеческого совершенствования улучшения условий его существования продвижения вперед по пути массового распространения и углубления знаний и культуры идейно противостоят пессимизму циклических теорий в философии истории. Эти теории в отличие от религиозных верований в катастрофу и Страшный Суд венчающий историю человечества принципиально нефиналистского характера.

Они не боятся утверждать что не знают что будет дальше с человечеством. Идея динамизма и постоянного стремления к совершенствованию которую эти концепции содержат противостоят катастрофическому мировоззрению хотя и не исключают возможности катастрофы прекращения существования человеческого рода. Центральной ориентацией европейской философии истории в Новое время стала ориентация на прогресс и оптимизм относительно судьбы человечества. Эволюционизм противостоял катастрофизму и иррационализму оптимизму удавалось до поры справляться с пессимистическим видением истории сдвигая его к периферийным направлениям философско-исторической мысли.

И сейчас еще несмотря на весь массив критики обрушившийся на прогрессистские концепции достаточно убедительно звучат слова Ж.Ф.Кондорсе нарисовавшего оптимистическую картину прогресса человеческого разума прогресс подчинен тем же общим законам которые наблюдаются в развитии наших индивидуальных способностей - утверждал Кондорсе ибо он является результатом этого развития наблюдаемого одновременно у большого числа индивидов соединенных в общество.

Но результат обнаруживаемый в каждый момент зависит от результатов достигнутых в предшествовавшие моменты и влияет на те которые должны быть достигнуты в будущем Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века По материалам междунар. исслед. Моск. обществ. науч. фонд Ин-т социологии РАН Ун-т штата Мичиган Под ред. В.Э. Шляпентоха и др М. 0000 000 с Спор о вокруг теории прогресса восходящей к Роджеру Бэкону XIII и Жану Бодену XVI стал как известно одним из главных философских споров ХVII и особенно XVIII столетия.

Часть философов отвергали и даже осмеивали идею прогресса. Вольтер например яростно боролся против панглоссианизма теории предустановленной гармонии Готфрида Лейбница. Ужасы Лиссабонского землетрясения 0000 года которое сопровождалось приливной волной и пожаром полностью разрушившими город заставили Вольтера усомниться в том что человечеству стоит быть уверенным что оно живет в самом лучшем из всех возможных миров. Современные теологи доказывают что несмотря на всю апокалиптичность христианского воззрения на историю вера в прогресс не только не противостояла ему но обнаруживает свои религиозные корни.

Легко увидеть - пишет Кристофер Досон - что эта вера в прогресс получила распространение в период торжествующей национальной и культурной экспансии когда Западная Европа обрела нечто вроде мировой гегемонии.

Но не менее ясно и то что она не являлась чисто рациональной конструкцией а была в сущности не чем иным как секуляризованной версией традиционного христианского взгляда. Хотя европейская философия после Томаса Гоббса с его мрачным видением мира представленным в Левиафане достаточное место уделила человеческим страхам в том числе перед катастрофами тем не менее как доминирующая тема пессимизм появился лишь во второй половине XIX столетия. Пессимистическое видение мира разрабатывалось такими философами как Артур Шопенгауэр и его последователь Эдуард фон Гартманн Серен Кьеркегор Фридрих Ницше с его призывом заглянуть в бездну Ницше Фридрих По ту сторону добра и зла Казус Вагнер Антихрист Ecce Homo. Сборник Пер.с нем Минск Попурри 0000 000 с. Мартин Хайдеггер Карл Ясперс и Жан Поль. ГЛАВА 0.