Специфичные и универсальные страхи

Специфичные и универсальные страхи. Общепризнано что страх есть сдерживающее начало формирующееся под влиянием различных факторов. Так называемый объективный характер воспринятой угрозы только один из них однако часто решающий. Так же как и упоминавшимся уже Гуду и Бен-Иегуде 0000 авторам близка позиция умеренного социального конструктивизма которая позволяет избежать крайностей наивного реализма с одной стороны и тотального релятивизма сторонящегося объективной действительности как важной категории анализа с другой.

Несомненно что образы страхов изменяются в ходе истории. Например содержание и репертуар страхов в Средневековье были во многих аспектах другими чем теперь а повсеместно встречающийся страх перед упадком нравственности не только изменяет свои формы и конкретное содержание от одного периода к другому в пределах одной и той же культуры но также различается по этим и другим параметрам в разных культурах Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века По материалам междунар. исслед.

Моск. обществ. науч. фонд Ин-т социологии РАН Ун-т штата Мичиган Под ред. В.Э. Шляпентоха и др М. 0000 000 с. В дополнение к исторически и культурно детерминированным страхам однако имеется также некоторое число универсальных страхов которые воспроизводятся с небольшими вариациями в разное время и в разных культурах.

Среди них - страхи перед природными бедствиями войной и утратой независимости для этнической группы или нации боязнь голода критического снижения уровня жизни анархии и преступлений в обществе. Сходства в страхах встречающиеся в различное время в разных культурах дает возможность современным ученым раскрыть содержание документов прошлого посвященных различным катастрофическим угрозам начиная от библейских пророчеств до апокалипсических предсказаний лидеров современных сект. 0.0.