Страхи индивидуальные и массовые

Страхи индивидуальные и массовые. Индивидуальные страхи бесконечны по своему содержанию. Типологически однако они могут быть разделены на сугубо личностные страхи подчас вполне уникальные так происходит тогда когда данный индивид опасается чего-то или кого-то чего или кого обычно другие люди не опасаются и страхи разделяемые многими людьми группой обществом человечеством в целом. Массовые страхи - социально приемлемая форма в которой находят выражение индивидуальные страхи.

Массовые страхи создаются в процессе социальной и культурной коммуникации. Достаточно часто они стереотипизированы.

Культурные антропологи изучавшие проблему рисков пришли к убеждению что культура культурные нормы и ценности являются определяющими в оценке опасностей и рисков Там же Таким же образом культура определяет и страхи. Некоторые распространенные страхи в массовом обществе могут быть рассмотрены как элементы массовой культуры. Например в последние годы в американском обществе резко усилился страх перед курением как вредной привычкой и фактором повышенного риска заболевания раком легких.

За годы публичного говорения курение и курящие превратились в культурную тему которая обросла массой выступлений газетных и журнальных статей монографий научных исследований радио- и теледиспутов. Публичный дискурс и массовая озабоченность этой проблемой привели к значительным сдвигам в массовом поведении. Резко снизился процент курящих. В публичных местах ревностно соблюдается разделение мест для курящих и некурящих. В ряде учреждений запретили курить вообще. Правами курящих как меньшинства которое может оказаться ущемленным некурящим большинством озаботились борцы за права человека.

Дебаты о табачных компаниях требования и претензии к ним развернулись на всех уровнях государственного управления включая сенат и высшую федеральную власть. Принимаемые властями решения и последующие действия как и действия общественных организаций и частных лиц ориентированы на создание общественной атмосферы ограничивающей курение рамками сугубо личных решений касающихся конкретно самого курящего человека и его ответственности за свое собственное здоровье и жизнь.

Массовыми могут быть признаны любые общераспространенные страхи. Такие страхи отражают иерархию ценностей и предпочтений сложившихся в определенном обществе его слоях и группах. Их содержание охватывает наиболее значимые сферы индивидуальной и общественной жизни. Часто люди испытывают страх по отношению к чему-то определенному потому что в их культуре это что-то считается страшным. Например масоны страшны не потому что вред причиненный ими имеет источником семейный личный или исторический опыт но потому что существуют соответствующие культурные предрассудки.

То же самое можно сказать и о распространенных страхах перед определенными предметами объектами и ситуациями начиная от простого суеверного страха перед переходящим дорогу черным котом до рафинированного но такого же по сути суеверного страха перед магическими числами и расположением звезд. Массовые страхи часто ориентированы на ситуации складывающиеся в социальной среде и их динамика гибко следует за этими ситуациями как любое массовое настроение.

Как элемент массовых настроений страхи достаточно подвижны они могут выдвигаться вперед и даже доходить до уровня паники Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века По материалам междунар. исслед. Моск. обществ. науч. фонд Ин-т социологии РАН Ун-т штата Мичиган Под ред. В.Э. Шляпентоха и др М. 0000 000 с Похоже что подчас волны страхов подобны клапану и их функция состоит в выпускании пара т.е. снижении уровня тревожности накопившейся в обществе.

В то же время некоторые страхи задерживаются достаточно долго сохраняясь как значимый элемент общего эмоционального фона социальной жизни. Такие страхи запоминаются надолго. Обычно они возникают вокруг серьезных проблем бедствий и ущербов таких например как война длительный экономический или политический кризис революция. Подобные массовые страхи откладываются в коллективной памяти чувств того или иного общества и уходят в копилку культурного наследия.

Отождествление немца с фашистом и страх перед ним как перед фашистом сохранялся в России достаточно долго после окончания войны. Ужас перед татаро-монголами когда-то сжигавшими русские города и убивавшими его жителей был пронесен через столетия. Массовые страхи сильно различаются от страны к стране что будет показано нами далее на примере сравнения главных американских и русских страхов. Имеет также смысл различать идеологические страхи как форму социальных страхов и конкретные общераспространенные страхи обыденной жизни. Идеологические страхи внушаются государственной пропагандистской машиной.

Советская идеология например активно насаждала страх перед США и другими западными странами. В годы приграничных споров между СССР и Китаем был силен массовый страх перед китайским нашествием. В сталинские времена боялись врагов народа Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века По материалам междунар. исслед.

Моск. обществ. науч. фонд Ин-т социологии РАН Ун-т штата Мичиган Под ред. В.Э. Шляпентоха и др М. 0000 000 с В то же время люди поддаются внушению тогда когда это отвечает хотя бы в какой-то степени их осознанным или неосознанным страхам. Идеология в данном случае дает этим страхам понятийное и образное выражение. Так страх перед Западом опирался на сильно развитый страх перед внешним миром деревенских жителей и новых городских переселенцев. Суеверный страх перед вредительством был перенесен на указанных государственными авторитетами врагов народа. Страхи обыденной жизни в большей степени отражают семейный и личный опыт. Часто они идут из детства и связаны со стремлением защитить себя от различных опасностей окружающей среды страх перед пожаром наводнением острыми предметами которыми можно обрезаться боязнь утопления падения с высоты электричества встречи с опасными незнакомцами и т.д. 0.0.