Динамика социальных страхов от непосредственных угроз к угрозам символическим

Динамика социальных страхов от непосредственных угроз к угрозам символическим. Социальная функция страха значимая для организации жизни человека и сообществ и облегчающая управление является необходимой.

Иначе говоря страх является необходимым условием нормального функционирования сообществ. Исторический прогресс однако заключается в том что непосредственный страх перед физическим насилием уступает место другим видам страха. Подобное смещение происходит с глубокой древности. В древних сообществах безотказно действовал страх-отлучения-от сообщества. Единство личности и сообщества было тогда настолько неразрывным что подобное отлучение-изгнание было почти равносильно смерти.

Столь же древен по своему происхождению страх-стыд. Согласно Библии Адам и Ева узнали его немедленно после вкушения плода с древа познания. Иными словами с того момента как стали мыслящими людьми. Этот страх является одной из основ культуры до сих пор. Страх-стыд был прочной уздой направлявшей человека по пути самообуздывания его стихийных стремлений несоциализированного поведения в традиционном обществе. Как хорошо известно моральное давление на индивида в семье локальных сообществах оказывается именно с помощью стыда.

Страх перед подобным чувством его невыносимость для человека действенность подобного типа морального принуждения чрезвычайно велики в деревенских сообществах. Страх перед утратой чести был действенным регулятором человеческого поведения в высших сословиях традиционных обществ. Этот страх согласно героической воинской этике был сильнее страха смерти. Добровольная смерть предпочиталась утрате чести.

Человек утративший свою честь мог быть подвергнут остракизму. К бесчестным девушкам и женщинам как известно применялись еще более строгие меры наказания. Не случайно существовал обычай водить по деревне раздетую догола женщину обвиненную в утрате чести. Здесь прямая апелляция к страху-стыду который должен был удержать женское население деревень от соблазнов нарушить принятые нормы поведения. В французских деревнях эта традиция была жива еще в конце прошлого века. В России подобный обычай сохранялся и в начале нынешнего века. Причем женщину били см. рассказ М.Горького Вывод т.е. поскольку она не устрашилась нарушения моральных норм ее наказывали прибегая не только к публичному осмеянию но к прямому физическому воздействию Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века По материалам междунар. исслед.

Моск. обществ. науч. фонд Ин-т социологии РАН Ун-т штата Мичиган Под ред. В.Э. Шляпентоха и др М. 0000 000 с Традиционные виды моральной регуляции как известно во многом утрачивались в условиях переселения крестьян в города.

События в России не являются здесь исключением. Как и везде анонимность безличность городских связей резко контрастировававшие с привычной адресностью персонализмом деревенских отношений привели в массовых масштабах горожан-новичков к освобождению от моральных пут в том числе прежде всего от страха как регулятора поведения. Подобное освобождение от страха как регулятора поведения означало реальное ослабление выработанных традиционной культурой моральных принудителей к социально одобряемому поведению.

В этом кстати одна из причин возвращения к более простым и непосредственным формам физического принуждения. Страх перед утратой жизни в результате насилия пришел на смену страху-стыду. В годы советской власти население состояло в основном из горожан в первом поколении. Их культура была столь сильно маргинализирована что маргинальность может считаться общей характеристикой общества.

Особенностью этого общества была сильная разрушенность традиционных форм регуляции в частности были повреждены социальные чувства в том числе некоторые формы страха-стыда. Можно сказать что в эти годы произошла десоциализация страха-стыда. Не стыдно стало лгать не держать слово не хранить верность в семейных отношениях и т.д. Там же Все разрушения культурных форм стыда вели к реанимации не так давно ушедших или уходящих форм моральной регуляции. Не в последнюю очередь восстанавливался страх перед прямым физическим насилием.

Это состояние общественного сознания сыграло свою роль в установлении тоталитарных видов страха.